2010-06-03 19:04:49
ГлавнаяПедагогика и психология — Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности



Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности


Одной из задач исследования является разработка модели адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Моделирование - процесс отображения, представления или описания существующих предметов и явлений для определения их характеристик, способов улучшения их построения, управления ими. Построить модель - значит, провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы.

Наиболее приемлемым для нашего исследования является определение понятия «модель», данное В.А. Штоффом. Модель - это такая мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

В нашем исследовании метод моделирования используется для построения модели адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности. Нами определен социальный заказ общества: формирование личности менеджера, способной адаптироваться к профессиональной деятельности.

Данный социальный заказ определяет цель: развитие адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности. Цель мы конкретизировали следующими задачами: формирование профессиональной направленности; формирование профессиональней компетентности; формирование рефлексивных способностей; формирование профессионального поведения. Разработанная нами модель адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности рассматривается в контексте поставленной проблемы: каковы педагогические условия эффективности адаптации студентов к профессиональней деятельности. Мы предположили, что адаптация будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий: активизация учебно-профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе вуза; формирование профессионально важных качеств студентов в системе учебно-профессиональной деятельности вуза; диагностика новообразований будущего специалиста. Таким образом, в модели представлен первый целевой блок целями, задачами, ориентированными на предмет исследования. Второй блок модели - содержательно-процессуальный, представленный системой методологических, теоретических, методических, технологических знаний; системой форм и методов активизации учебно-профессиональной деятельности студентов; третий - результативно-оценочный блок представлен критериями и показателями, оценками уровня развития процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности.

При разработке модели адаптации студентов к профессиональной деятельности, мы исходили из того, что данный процесс динамичен и реагирует на конкретные изменения в условиях учебно-профессиональной деятельности студентов вуза.

Адаптация студентов к профессиональной деятельности предполагает наличие определенных педагогических условий, способствующих его эффективности.

Известно, что любая система может успешно функционировать и развиваться при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский), поэтому нам необходимо выявить условия, соответствующие педагогической системе профессиональной подготовки, т.е. педагогические условия.

Модель адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности

Рис. 1. Модель адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности


Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.

В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей.

Под педагогическими условиями адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит процесс адаптации студентов к профессиональной деятельности. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов, учитывались при организации образовательного процесса, которые позволят обеспечить высокий уровень адаптации к профессиональной деятельности.

Для выявления педагогических условий, способствующих адаптации студентов к профессиональной деятельности, в нашем исследовании были учтены потребности общества в специалистах, способных решать задачи управления производством; определена специфика подготовки будущих менеджеров в вузах; определены критерии, уровни адаптации студентов к профессиональной деятельности на основе личностно-деятельностного подхода. Кроме того, были выявлены типичные недостатки существующей организации педагогического процесса, устранение которых приведет к повышению уровня адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта подготовки студентов, мы считаем, что условиями, обеспечивающими адаптацию студентов к профессиональной деятельности являются:

1. активизация учебно-профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе вуза;

2. формирование профессионально важных качеств студентов в системе учебно-профессиональной деятельности вуза;

3. диагностика личностных новообразований, способствующих адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Определенные нами условия опираются на возможности высшего профессионального образования как наиболее технологичной и подвижной части системы образования и включают формирование личностных качеств и основных компонентов профессиональной адаптации будущих менеджеров.

Первое педагогическое условие находится во взаимосвязи с другими и является определяющим в подготовке будущих специалистов - активизация учебно-профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента
К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников
Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре
Человек говорящий как субъект коммуникации
Вернуться к списку публикаций