2010-06-03 18:58:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода



Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода


Одним из источников профессионального роста специалиста является рефлексия его собственного профессионального опыта.

В психологии рефлексия определяется как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. С.Л. Рубинштейн отмечает, что рефлексия позволяет осуществить осмысление мира и собственных действий. Рефлексия это осознание человеком психического процесса, протекающего в нем самом. Данная формулировка предполагает раскрытие трех положений:

- осознание психических процессов протекающих в нем самом;

- осознание реакций окружающих людей на происходящие в нем процессы;

- осознание своего влияния на окружающих.

Профессиональная рефлексия как сложный интеллектуальный и психологический феномен представлена в исследованиях А.А. Бизяевой, В.А. Кривошеева, И.Н. Семенова, В.А.Якунина, Т.М. Давиденко.

Т.М. Давиденко рассматривает рефлексию как условие развития профессионализма личности и ее готовности к деятельности в современной образовательной практике, ориентированной на развитие и саморазвитие. Это развиваемая способность, и наиболее интенсивное ее развитие происходит в специально организованной инновационной деятельности.

Профессиональная рефлексия, по мнению А.Я. Наина, связана с личностной зрелостью и профессиональным развитием, она не столько констатирует наличие или отсутствие профессиональных качеств, сколько стимулирует их развитие, обогащение, усиление. Способность менеджера ориентироваться не только на результат своего труда, но и на приемы снятия педагогических затруднений, рассматривается Э.Ф. Зеером как условие развития профессионализма.

А.А. Реан утверждает, что в структуру рефлексивно-перцептивных умений входят три типа навыков - социально-перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные.

Для будущего менеджера чрезвычайно важно овладеть всеми типами названных навыков, т.к. находясь в роли управляющего, данные навыки помогают принять правильное управленческое решение, организовать сотрудников на выполнение производственных задач, регулировать и корректировать отношения служащих, обеспечивать устойчивую обратную связь, прогнозировать успешный исход ситуации.

Итак, в современной науке рефлексия рассматривается как процесс оценки внутренних психических актов и состояний, что предполагает достаточную зрелость субъекта; как механизм взаимопонимания, т.е. осмысление субъектом того, как понимаются его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления; как процесс познания собственных индивидуально психологических особенностей и адекватное восприятие личности окружающих.

Рефлексия представляет собой сложное образование, предполагающее определенный уровень личностной зрелости индивида, что обусловливает необходимость организации специальной деятельности, направленной на развитие рефлексивных качеств у студентов.

В соответствии с объектом труда Е.А. Климов выделяет пять типов профессий, которые соответствуют профессиональному поведению. В трудах Л.И. Божович, B.C. Мерлина, К.К. Платонова доказано, что профессиональное поведение обусловлено намерениями, склонностями, корпоративностью, установками. На разных стадиях эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности, уровнем профессионального развития. В теории профессиональной деятельности особое внимание уделено профессиональному поведению как системе взаимосвязанных конструктивных действий.

Так К. Муздыбаев отождествляет профессиональное поведение с социальной ответственностью. Все виды ответственности, по мнению этого ученого, объединяет то, что они представляют собой формы контроля деятельности субъекта на разных ее этапах и характеризуют ответственность либо с позиции личности, либо с позиции общества. С позиции личности ответственность отражает отношение к должному самого субъекта, его предрасположенность, готовность осуществлять должное. Значит, ответственность служит здесь средством внутреннего контроля и внутренней регуляции профессионального поведения личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно. Ответственность есть результат интеграции всех психических функций личности: субъективного восприятия окружающего мира, оценки всех жизненных ресурсов, эмоционального отношения к должному, воли. Возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения, является предпосылкой ответственности.

При определении степени ответственности личности необходимо, прежде всего, выяснить, в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно принял решение и действовал в соответствии с ним. Чем больше степень самоопределения личности, тем больше степень ее ответственности.

Ценности культуры - основа формирования профессионального поведения личности студента. Сама ценностная ориентация, как показало исследование, проявляется:

- в направленном интересе к науке, ее открытиям, научно-техническому прогрессу. Стремление к знаниям, к истине - центральный, системообразующий мотив деятельности личности;

- в искусстве, которое стимулирует потребности в творчестве. Через общение с миром искусства формируется настрой души человека, духовные ценности, в том числе и профессиональные;

- в истории культурного развития народа, общества, национальном духе, патриотических традициях, культурно-бытовых традициях.

Итак, система ценностей в широком смысле выступает как внутренний стержень личности, культурный стержень профессионального поведения личности.

Таким образом, профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение и профессиональная рефлексия могут быть рассмотрены как личностные новообразования, возникшие в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов и ведущие структурные элементы личности, отражающие качественную характеристику личности и выполняющие мировоззренческие и ценностно-ориентирующие функции. Следовательно, процесс адаптации к профессиональной деятельности студентов является насущной потребностью современного профессионального образования.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Невербальное поведение и его значение в определении нетипичного эмоциальнального и функционального состояния человека
Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада
К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников
Когнитивная дифференцированность
Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Вернуться к списку публикаций