2010-06-03 18:58:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода



Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода


Следующим направлением развития профессиональных качеств студентов является формирование их рефлексивной позиции.

Н.В. Кузьминой и ее последователями было сформулировано существенное для нашего исследования положение о важной роли собственной личностной позиции к совершенствованию своего профессионального мастерства, установки на анализ и осмысление процесса и результата своей деятельности. Отмечается, что понимание человеком своей индивидуальности, достоинств и недостатков лежит в основе сознательного и целенаправленного управления им собственной деятельностью.

В исследованиях Г.С. Сухобской, О.С. Цокур, А.Я. Наина и др. анализ и самоанализ как составляющие педагогической рефлексии рассматриваются как факторы саморазвития, саморегуляции, как фактор управления процессом профессионально-творческой деятельности.

Формирование профессиональной направленности будущих менеджеров включает в себя возникновение целого ряда важных компонентов психологического, интеллектуального, морального характера, а также возникновение особых способностей, которые обусловливают потенцию, пригодность, и социальное соответствие человека определенным требованиям избранной профессии.

Важнейшим новообразованием личности студента, способствующим его профессиональной адаптации является компетентность.

В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных: знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

В девяностых годах прошлого века Международной организацией труда было введено в научный обиход понятие «ключевые компетенции». Ключевые компетенции понимаются, как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий.

Э.Ф. Зеер разграничивает понятия «ключевые компетенции», «ключевые квалификации» и «профессиональная квалификация».

Он выделяет: профессиональная квалификация - как степень и вид профессиональной подготовленности работника, предполагающие наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

Ключевые квалификации как общепрофессиональные умения и навыки, а также способности, качества личности необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий;

Ключевые компетенции как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Данные идеи автора являются весьма ценными в плане решения нашей проблемы. При соотнесении приведенных определений с целями нашего исследования, мы пришли к выводу, что для нас приемлемым в качестве рабочего понятия может быть и такое как ключевые компетенции, которое расширяет понятие профессиональная компетентность.

В зарубежной профессиональной педагогике при определении компетентности акцент делается на способности действовать самостоятельно и ответственно. А. Шелтен выделяет основные компоненты профессиональной компетентности:

- социальная компетентность - способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результаты своего труда, владение приемами профессионального обучения;

- специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

- индивидуальная компетентность - готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодолению профессиональных кризисов и профессиональных деформаций.

А.К. Маркова выделяет еще один вид компетентности - экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов. Данный вид компетентности особенно важен в целях решения нашей проблемы, т.к. управленческая деятельность сопряжена с экстремальными ситуациями.

Е.А. Климов рассматривает профессиональную компетентность в системе «человек-человек». Под компетентностью автор понимает собственно профессиональное образование, опыт и индивидуальные способности студента, его мотивированные стремления и готовность к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, наличие толерантности и открытости, а также, умение мобилизовать свой опыт и способности на поиск и применение социокультурной информации в конкретной ситуации для решения конкретных профессиональных проблем.

Под профессиональной компетентностью понимают высший уровень профессионально-деловой надежности, уровень обученности, наличие у будущего специалиста способности к саморазвитию, творчеству, оперативной адаптации в изменяющихся боевых условиях деятельности. Все это, безусловно, требует сформированных потребностей в постоянном интеллектуальном, духовном, нравственном самосовершенствовании. Вышеизложенное отвечает специфике нашего исследования, т.к. выпускник высшего учебного заведения является специалистом, предназначенным для самостоятельной управленческой и организаторской деятельности.

Таким образом, анализ источников позволяет нам рассматривать профессиональную компетентность студентов как интегративное образование, предполагающее синтез общепрофессиональных и специальных знаний по таким видам профессиональной деятельности, как организационно-технологическая, административно-хозяйственная и коммуникативно-управленческая.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Классификация стратегий вербального утешения
Образовательные тенденции
Общая педагогика
Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования
Вернуться к списку публикаций