2010-06-03 18:58:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода



Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода


Для того чтобы успешно решить проблему формирования специалиста, необходимо, прежде всего, сформировать личность студента.

Мы отмечали, что направленность личности по своему содержанию бывает многогранной. Одной из ведущих содержательных сторон направленности личности является познавательная направленность.

Под познавательной направленностью личности принято понимать отношение к учебно-познавательной деятельности, ее содержанию и, прежде всего: позитивное отношение к учебной деятельности; наличие познавательных склонностей и интересов; наличие потребностей и желаний проникнуть в сущность явлений, предметов, процессов; понимание целей и задач познавательной деятельности, познавательной ценности; наличие установки на познавательную деятельность.

Становление специалиста в вузе связано с наличием духовных потребностей, с потребностью в профессиональных знаниях, как отмечают Е.В. Бондаревская, К.Я. Вазина, Л.С. Леднев и др. Ведущее место принадлежит профессионально-познавательным потребностям, к которым относятся:

- собственно познавательную потребность;

- потребность в самообразовании;

- потребность творческого подхода к своей познавательной деятельности;

- психологическое ожидание удовлетворения познавательной потребности.

Исследование выявило значительное число студентов младших курсов с низким уровнем развития познавательно-профессиональных потребностей. Такое положение требует организованных педагогических условий, которые бы обеспечивали формирование и развитие этих потребностей у студентов.

Овладение учебно-познавательной деятельностью не является самоцелью обучения в вузе, а позволяет средствами этой деятельности подготовиться к профессиональной деятельности.

Личность выступает как социализированный человек, формируется и развивается во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому деятельность как философское понятие принимает фундаментальное значение, определенную направленность, что нашло свое отражение в социализации личности.

Важнейшим вопросом социализации личности является ее включение в общественную жизнь, ее интеграция с конкретным социумом. При этом происходит интеграция отношений, устанавливаются устойчивые отношения в социуме и между социумами, усиливается взаимодействие людей в социальной среде.

Сама интеграция происходит при наличии соответствующих факторов и условий, к которым А.В. Мудрик и А.В. Петровский относят:

- включение личности в систему социальных отношений, связанных с выполнением соответствующих социальных ролей;

- ориентация личности в социальных ценностях, связанных с удовлетворением социальных потребностей;

- включение личности в интеллектуальную и материальную трудовую деятельность, преследующее создание общественных ценностей;

- занимаемый личностью статус в общественной иерархии отношений и роль, предлагаемая обществом;

- социальные сообщества, в поле которых личность реализует свои социальные функции;

- совокупность социальных ценностей, социальных норм, знаний, умений и навыков для выполнения личностью социальных функций;

- наличие социальной среды, обеспечивающей передачу личности культурных образцов, ценностей, норм данного общества;

- формирование установки на ценности социализации личности.

Таким образом, феноменами социализации личности, ее направленности являются:

- социальная адаптация;

- проектирование социализации личности на основе реализации способностей и выполнения социальных функций;

- развитие социального самоконтроля и ответственности по отношению к обществу.

Студент в процессе профессиональной подготовки, исходя из своих учебных успехов, социальной роли в учебной группе добивается так называемого достигаемого статуса. Этот статус находится под контролем самой личности. Следовательно, самоконтроль, самопознание, самообразование, саморегуляция выступают средством формирования статуса личности, ее направленности на профессиональную подготовку.

Для осмысления сущности статуса личности необходимо знать его составляющие компоненты. Анализ философских и социологических исследований показывает, что к составным компонентам статуса следует отнести личностную роль как поведенческую сторону статуса, элементы культуры личности, идентификацию личности со своим статусом, права и обязанности, связанные с положением личности в социуме.

Студент, имеющий высокий учебный статус отличается, как правило, высокой информированностью, высоким уровнем познавательных потребностей и интересов, добросовестностью, дисциплинированностью, духовностью.

В процессе подготовки будущих менеджеров мотивы учения и мотивы профессиональной деятельности образуют сложную динамичную систему, в которой наряду с общими, фундаментальными мотивами, появляются и исчезают мотивы, обусловленные особенностями жизненной ситуации. Среди множества мотивов можно выделить группу мотивов «развития личности»: стремление расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, потребность хорошо делать свое дело, стать компетентным специалистом, повышение собственного социального и психологического статуса, формирование профессионального статуса и профессиональной ментальности. Рассмотрим последний мотив более подробно, так как он является системообразующим в процессе формирования личности будущего специалиста.

Менталитет, по мнению Б.С. Гершунского, является высшим ценностным целевым компонентом в структуре образовательно-педагогической аксиологии.

В данном исследовании нас интересуют индивидуальный и общественный, профессиональный менталитет и проблемы, связанные с его формированием, коррекцией и преобразованием в интересах возвышения престижа профессии менеджера и обогащения духовного, нравственного потенциала студента.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре
Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования
Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
Классификация стратегий вербального утешения
Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Вернуться к списку публикаций