2010-06-03 18:58:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода



Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода


Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированностъ. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Исторически сложилось так, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности.

Вероятность возникновения интересов или мотивов поступков человека определяется той деятельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены.

Формирование профессиональной направленности будущих менеджеров мы связываем с возникновением у индивидуума специфических личностных свойств, обеспечивающих реализацию задач управления.

Формирование направленности личности, по утверждению Л.И. Божович, В.И. Жернова решает две задачи: задачу по вводу учебной информации и получение по каналам обработанной связи информации о состоянии системы в целом и в частности подсистем обучающихся. Практика показывает, что информация, циркулирующая в процессе управления образованием, должна быть:

- точной, отражающей истинное состояние дел;

- полной, освещающей состояние, как управляющей, так и управляемой подсистем;

- разнообразной, отражающей интеллектуальное, эмоциональное, волевое, деловое состояния участников педагогического процесса;

- регулярной, поступающей на протяжении всего цикла управления педагогическим процессом;

- валидной как в количественном, так и во временном планах;

- доступной для обработки техническими средствами, что позволяет повысить эффективность самого педагогического процесса.

В психологии и педагогике личность рассматривается как биосоциальное существо. Исходя из этого, рассматривается и структура личности, к которой относят направленность как ведущий элемент развития личности; опыт, характеристики, степень овладения культурными ценностями, созданными предшествующим поколением; особенности психических процессов; биопсихические свойства личности.

Совокупность структурных элементов личности определяет ее статус. Формирование статуса личности непосредственно связано с развитием ее направленности и приобретением опыта социальных отношений.

Статус личности характеризуется через мотивы, принципы, установки, потребности, идеалы личности.

Статус, в том числе и статус менеджера, учение о нем выступают психолого-педагогическими предпосылками формирования профессиональной направленности студента. Исходя из теоретического анализа исследований А.Я. Анцупова, Г.А. Волховицкого, Л.Г. Лаптева, Б.М. Теплова и др., профессиональный статус будущего менеджера обусловливается:

- методолого-теоретической и методической подготовленностью, профессиональной компетентностью, степенью овладения профессиональной технологией;

- профессиональной активностью, нестандартным подходом к организации профессиональной деятельности, включением студентов в учебно-познавательный процесс и профессионально ценную деятельность;

- эрудицией, глубокими всесторонними знаниями теории управления, умением связывать теорию с практикой, ориентацией в постоянно меняющемся потоке информации;

- коммуникативной мобильностью, способствующей решению актуальных задач в нестабильных ситуациях.

Итак, статус личности выступает психолого-педагогической предпосылкой формирования профессиональной направленности личности студента.

Управление педагогическим процессом формирования направленности личности связано с ее эвристико-прогностической деятельностью. Поэтому важно определить информационное поле, позволяющее эффективно управлять этим процессом.

Информационно-образовательные предпосылки формирования профессиональной направленности личности состоят в рассмотрении обучения как информационной структуры, в которой познавательная активность является свойством функциональной системы, т.е. обучения.

Следовательно, управление профессиональной подготовкой, формированием направленности личности, ее эффективность зависит от объема и качества информации, получаемой по каналам обратной связи, от правильности принятых решений. Сама информация носит статичный и динамичный характер. При этом динамичность информации проявляется в потоке информации, отражающей изменения, происходящие в системе становления специалиста. Поэтому методологически правильно будет рассматривать взаимосвязь информации о функциях и информации о структуре как двух видов информации, отражающих взаимодействие и развитие рассматриваемой системы - профессиональной подготовки студентов.

Направленность в науке рассматривается как ведущий структурный элемент личности, определяющий целеустремленность личности, характер ее деятельности, ориентацию в ценностях.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Процесс подготовки менеджеров в высшей школе США
Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Невербальное поведение и его значение в определении нетипичного эмоциальнального и функционального состояния человека
Вернуться к списку публикаций