2010-06-03 18:58:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода



Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода


В студенческом возрасте может наиболее эффективно развиваться способность к конструктивной, по выражению К.А. Абульхановой-Славской, рефлексии, к рефлексивной работе с профессиональными проблемами. Основной целью рефлексивного развития личности должны стать выявление, поиск наиболее продуктивного соотношения субъекта с жизнью, а не отрыва от нее. Представители этого научно-практического направления (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.) выдвигают в качестве своей главной цели полное использование интеллектуального потенциала субъекта с опорой на уже имеющейся у него личностный потенциал.

Таким образом, профессиональная подготовка студентов к будущей деятельности требует такого теоретико-методологического подхода, который способствовал бы формированию специалистов, способных решать профессиональные проблемы в условиях меняющейся социально-экономической ситуации.

Для решения исследуемой проблемы необходим такой подход, в котором бы отражались и ведущие функции в области образования в целом, и специфика высшего образования, и возрастные личностные особенности студентов. Таковым подходом стал личностно-деятельностный, основными идеями которого являются:

- обеспечение развития профессиональных качеств личности через организацию ее деятельности;

- единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной деятельности;

- учет и подчинение профессионального образования на каждом уровне развития личности ее интересам, способностям;

- формирование представлений о профессиональной деятельности как личностно значимой.

Профессиональную деятельность мы рассматриваем как вид социальной деятельности, способствующей самореализации личности, раскрытию личностного потенциала в процессе выполнения социально значимой и социально одобряемой деятельности.

Важнейшими составляющими профессиональной деятельности человека являются его свойства и качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств, формируемых в процессе профессиональной подготовки.

Проблема профессиональной подготовки, как показали наши исследования, исходит из специфики ее и фактов эффективности подготовки студентов к данному виду деятельности: проблематизация содержания образования; диалогичность обучения; организация совместной продуктивной деятельности преподавателей и студентов; наличие альтернативы; организация научно-исследовательской работы студентов (так, например, возможность заказать курсовую работу); практическая учебно-профессиональная деятельность студентов; групповая динамика.

С данными факторами эффективности профессиональной подготовки студентов можно было бы согласиться, если дополнить их выше изложенными принципами личностно-деятельностного подхода.

Осмыслив концептуальные положения профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности, мы исходим из того, что период студенчества имеет свои особые характеристики, обладающие в определенных условиях, способностью как побуждать к саморазвитию, так и осмысливать ее. Поэтому формирование потребности в саморазвитии, познании, самоорганизации, самореализации и проявления этих потребностей в соответствующих мотивах, отношениях, убеждениях, личностных установках, стремлении к безусловным отношениям эмпатийности, взаимооткрытости во многом определяет и способности к профессиональной деятельности и профессиональные знания и умения как личностно значимые.

На основе теоретического анализа работ Е.А. Климова, Ф.Э. Зеера, Д.И. Зюзина, В.И. Кондруха, Л.М. Кустова и др. в процессе профессиональной подготовки предполагается сформировать компоненты профессиональной адаптации:

- профессиональная направленность;

- профессиональная компетентность;

- профессиональное поведение;

- профессиональная рефлексия.

От решения проблемы формирования профессиональной направленности будущих менеджеров во многом зависит совершенствование подготовки высококлассных профессионалов и, в конечном итоге, обеспечение рынка образовательных услуг квалифицированными специалистами, способными решать сложные задачи развития общества.

Сформированность профессиональной направленности будущих менеджеров создает предпосылку для наиболее полного применения молодыми специалистами своих творческих сил, способностей, дарований, направленных на решение возникающих проблем, облегчает процесс профессиональной адаптации личности, ведущей характеристикой личности является ее направленность. В различных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев). Направленность выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания и присвоения опыта.

Направленность рассматривается как совокупность мотивов, ориентирующих деятельность личности, поэтому необходимо остановиться на рассмотрении понятий мотив и мотивация. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, побуждающим к совершению определенных действий. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Невербальное поведение и его значение в определении нетипичного эмоциальнального и функционального состояния человека
Наследие функционализма: прикладная психология
Аксиологические основы воспитания
Человек говорящий как субъект коммуникации
Образ мира и психологическое изучение мышления
Вернуться к списку публикаций