2010-06-03 18:58:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода



Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода


Преобладание сознательной работы над собой, выработки собственной позиции в жизни, самостоятельность мысли для характеристики личности отмечает С.Л. Рубинштейн, определяя ее как человека, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе. А.Н. Леонтьев утверждает, что определяющей стороной личности как человеческого образования является та, которая «производится» общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

Для нашего исследования наиболее близкой является трактовка понятия «личность» Л.М. Фридмана, который определяет ее как активно осваивающего и целенаправленно преобразующего природу, общество и самого себя человека, обладающего уникальным и динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, уровней освоения и форм реализации деятельности, которые обеспечивают адаптацию личности к профессиональной деятельности.

В научной литературе понимание личности представлено с разных сторон, что позволяет рассматривать ее как целостную совокупность внутренних условий для понимания закономерностей психических процессов. С.Л. Рубинштейн, по существу, первым вплотную подошел к идее о структуре личности. «В психическом облике личности, - писал он, - выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности». В.Г. Афанасьев в своих исследованиях рассматривает общие, специфические и особенные черты личности в единстве, взаимодействии, координации и субординации, определяя личность как целостную систему со своей структурой и связями.

В настоящее время на основе различных подходов имеется возможность дифференцированного подхода к структуре личности. В работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова предложены следующие подструктуры личности: потребности и мотивы, темперамент, способности, характер и направленность. Обобщая различные подходы к пониманию личности и ее структуры, в нашем исследовании мы опираемся на определение личности как динамичной, относительно устойчивой целостной системы интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности, и структуру личности, предложенную К.К. Платоновым. Она включает подструктуры направленности, опыта, форм отражения и биологически обусловленную подструктуру, кроме указанных основных подструктур, выделяются еще наложенные на них подструктуры - характер и способности.

Для нас важно, что предложенная структура позволяет познать личность в теоретическом плане: во-первых, она обладает рядом свойств, которые принадлежат любой личности; во-вторых, она динамичная, то есть отражает возможность изменения качеств личности в процессе развития; в-третьих, функциональна, так как составляющие ее элементы и сама как целое рассматриваются как психологические функции; в-четвертых, эта структура психологическая и социальная, так как обобщает психологические свойства личности и связана с социальными ролями личности.

Такой подход к пониманию структуры личности дает нам возможность не только исследовать ее свойства и качества (способности), но и определить социальные и педагогические факторы и условия их развития.

Проблема развития личности, ее профессиональных качеств не может быть решена только определением границ исследования. Личность можно характеризовать с позиции социализации, приобретения опыта, особенностей психических процессов (процессуальности) и свойств личности (индивидуальности). Проблема развития личности, ее профессиональных способностей решается с позиций системного, деятельностного, личностно ориентированного, комплексного и других подходов. Отметим позитивные стороны тех из них, которые, на наш взгляд, важны для данного исследования.

Основу гуманистической технологии профессионального обучения составляет личностно-деятельностный подход (Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский), согласно которому будущий специалист в целостном образовательном процессе вуза выступает как субъект деятельности, субъект развития. Реализация данного подхода предполагает моделирование целевой структуры профессиональной деятельности в процессе профессионального образования. Личностно-деятельностный подход создает условия для обучения студентов в технологической культуре труда и рассматривает студентов как активных самостоятельно организующих свою деятельность субъектов профессионального взаимодействия.

Влияние профессионально-личностного, личностно-профессионального подходов, определяет высокий уровень интеграции личностной позиции будущего менеджера, его профессиональных знаний и умений. Данное единство являет собой качественное образование, которое определяет цели профессиональной подготовки и развития личности менеджера. Суть этих подходов заключается в выявлении актуальных свойств личности современного менеджера, что позволит моделировать основные направления и содержание его подготовки в системе высшего профессионального образования. Значительный вклад в разработку данного подхода внесли исследования А.А. Вербицкого, У.М. Сорокиной, А.А. Федоровой и др.

На основе профессионально-личностного подхода моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста.

Анализ рассмотренных выше подходов показал, что все они определенным образом взаимосвязаны гуманистической и личностно-развивающей направленностью, хотя каждый из них отличается качественным своеобразием. Все перечисленные подходы имеют значительный потенциал, но по отдельности они не решают в полной мере проблемы успешности профессиональной адаптации.

Личностно ориентированный подход, представлен в исследованиях Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревской, Н.Н. Нечаева, И.С. Якиманской и др. В современном образовании личностно ориентированный подход выступает как новая его парадигма. Концептуальные основы данного подхода имеют истоки в положениях многих концепций и теорий: идеи гуманизма (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, К. Роджерс), педагогической поддержки (О.С. Газман), идеи развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев).

Основы личностно ориентированного подхода в высшем образовании рассмотрены Н.Н. Нечаевым, который определил основные принципы развития высшего образования.

Учитывая особенности студенческого возраста, есть основания предполагать, что системообразующим личностным свойствам саморазвития является рефлексия. Опираясь на работы С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, К.А. Абульхановой-Славской о рефлексии жизни человека в целом или отдельных ее этапов, отметим, что, по-видимому, студенческий возраст является наиболее сензитивным к развитию рефлексивных способностей, осмысления себя относительно окружающих.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения иностранным языкам
Современная американская модель подготовки менеджеров
Невербальное поведение и его значение в определении нетипичного эмоциальнального и функционального состояния человека
Когнитивная дифференцированность
Вернуться к списку публикаций