2010-06-03 18:58:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода



Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода


Исследование процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности осуществляется нами в рамках личностно-деятельностного подхода, требующего реализации в единстве таких принципов исследования как принцип детерминизма, принцип преемственности научных теорий, принцип дополнительности, принцип объективности. Личностно-деятельностный подход ориентирует нас на реальную личность, реальный уровень интеллектуальных, волевых, эмоциональных, физических и других личностных качеств, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности.

Профессиональное образование имеет целью подготовку студентов к значимой для общества и самой личности профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их творческие возможности на основе удовлетворения интересов, склонностей и потребностей. Подготовка специалиста не может соответствовать современным требованиям, если он овладел только знаниями и умениями, но не развил потребности в творческой познавательной и профессиональной деятельности.

Без личностной заинтересованности своей будущей профессиональной деятельностью невозможно, на наш взгляд, подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего такими качествами, как профессиональная самостоятельность, активность, творчество.

Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности.

Деятельность является источником развития человека, становления профессионализма, что приводит к удовлетворению своей деятельностью.

Общая теория деятельности, изученная в трудах психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, М.В. Демина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Н.Ф. Талызиной др., создала возможность для развития теории деятельности в педагогике.

Смена парадигмы современного образования - гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения деятельностью, опытом предшествующих поколений, профессией, культурой, собственным положительным опытом социальных отношений, что возможно только в результате активной деятельности (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Согласно общепринятому определению, деятельность - это «специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры».

Существуют различные классификации видов деятельности. В социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную и т.д. Психология изучает деятельность, связанную с психическими процессами (сенсорная, мнемическая и др.). Педагогика в качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую, учебную, игровую.

В нашем исследовании профессиональная деятельность - это совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией. Таким образом, профессиональная деятельность выступает как форма бытия и способ существования человека; является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития; становится фактором развития духовного мира, формой и условием реализации его культурных потребностей.

Профессиональная деятельность выражает уровень активности личности, определяет ее отношение с окружающим миром, позволяет реализовать все наиболее личностно-значимые потребности. Потребность реализовать себя побуждает к профессиональной деятельности, является ее основанием. В то же время деятельность вызывает новые потребности, обращающие деятельность к нуждам человека. По мнению А.Г. Здравомыслова, труд имеет социальную организацию, его цель - удовлетворение потребностей общества и человека, и личность действует в труде под влиянием материальных потребностей.

Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., программа развития образования, определяя государственную политику в области образования, конечной целью ставят «развитие человеческой личности ради нее самой». Необходимость разработки проблемы самореализующейся личности, как субъекта, в максимальной степени актуализирующего свои способности, склонности, обусловлена тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением требований к научной и практической подготовке современного специалиста. При этом выделяются следующие ведущие проблемы:

- Воспитание свободной личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей;

- Интеграция личности в мировую культуру;

- Адаптивность системы образования к конкретным условиям развития общества и региона.

Одним из важнейших направлений гуманизации образования является проблема реализации творческих способностей, обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Иначе говоря, речь идет о формировании и развитии способностей к осуществлению профессиональной деятельности. Изучение проблемы профессиональной деятельности имеет различные аспекты: философский -формирование и развитие способностей посредством овладения материальной и духовной культурой; психологический - исследование психологической основы способностей; и педагогический - определение путей и средств развития личности, формирование профессиональной направленности и компетентности личности будущего специалиста в процессе образования.

Личность - объект изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, педагогики и других. В философских и психологических концепциях личность рассматривается как совокупность психических свойств, самоорганизующаяся частица общества, важнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия. Рассматривая различные подходы к пониманию личности, можно сказать, что каждый более ярко подчеркивает ее различные аспекты. Так, К.К. Платонов рассматривает личность как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему, в исследованиях Л.С. Выготского рассматривается социальная сторона личности, ее возникновение и развитие в результате культурного и социального развития.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Классификация стратегий вербального утешения
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Вернуться к списку публикаций