2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


Понятие «адаптация» определяется не только общенаучным, но и системно-междисциплинарным характером. В процессе адаптации личности в той или иной мере все науки являются регуляторами разнообразных факторов. А.Т. Ростунов отмечает, что адаптация представляет собою сложный процесс приспособления студентов к условиям и задачам высших учебных заведений и реализуется благодаря их физической, психологической и нравственной мобилизации в соответствии с новыми требованиями деятельности. Мониторинг социальных, психологических и педагогических свойств личности предоставляет возможность отбирать наиболее действенные типичные установки по интересующей нас проблеме -профессиональной адаптации. Исследование и поиск «эталонных» социально-педагогических и психологических требований и свойств профессиональной адаптации предоставили нам выявить «производные» социально-педагогической адаптации:

- Структуру профессиональной адаптации составляют два связанных фактора: адаптивной потребности и адаптивной ситуации;

- Динамика профессиональной адаптации последовательна, т. к. развитие идет по нарастающей;

- Профессиональная адаптация позволяет личности использовать возможности человеческой деятельности.

Из анализа литературы следует, что на основании трудов отечественных (М.А. Галагузова, В.Д. Иванов, Л.Ц. Негровский и др.) и зарубежных (Банностер, Калайков, Франкл, Франселла, Фром и др.) ученых сущность профессиональной адаптации составляет множество валидных по своему значению процессов, таких как: адекватное взаимодействие объекта с социальной средой; формирование новых качеств личности; процесс ресоциализации; выбор референтной группы; социальная идентификация; суггестия и т.д.

Теоретический анализ показал, что важными компонентами профессиональной деятельности являются: ориентация личности в конкретной социальной среде; правильная постановка целей; конструирование профессиональных задач; координация согласования оценок результативности деятельности. Профессиональная адаптация будущих специалистов включает уровень представлений о профессии, т.е. включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности, что способствует профессиональной адаптации, оптимизируя процесс освоения профессией до необходимого уровня самостоятельности, настроя на преодоление трудностей в работе.

Атмосфера обучения и воспитания, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые требования не только к психофизиологической конституции обучаемого или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности и, прежде к ее социально-психологическому уровню. Различные аспекты проблемы (приспособления) студента к этим требованиям привлекали внимание психологов, педагогов, физиологов.

В.Л. Бозаджиев считает, что успешность адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе в значительной мере обусловлена ценностным подходом как фактором, обеспечивающим эффективную организацию учебного процесса. Между тем качество подготовки будущих специалистов в значительной мере обусловлено успешностью адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности в вузе.

Г.М. Федосимов обратил внимание, что в ходе адаптации личности и в период самостоятельной работы специалиста приобретают внутренний психологический характер и воспринимаются ею как затруднения. Что же касается внешних факторов, влияющих на процесс адаптации личности, то их возникновение есть начало противоречия личности с адаптируемой средой. Возникшее противоречие становится побудительной силой активной деятельности личности, которая ищет пути преодоления противоречия в ходе активной деятельности, направленной на удовлетворение своих мотивов, интересов, потребностей. Поэтому мы обратились к анализу внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс адаптации студентов. В обобщенном виде результаты представлены на рисунке 1.

Факторы профессиональной адаптации студентов

Рис. 1. Факторы профессиональной адаптации студентов.


Профессиональную адаптацию можно характеризовать с позиций формирования нового социального статуса, освоения новых социальных ролей, приобретения новых ценностей, осмыслением значимости традиций профессиональной деятельности.

Профессиональная адаптация - единый реальный процесс социального, профессионального, психофизиологического врастания работника в трудовую деятельность, где он находит возможность самореализоваться, где и происходит формирование ценностей профессиональной деятельности, а также приспособления к новым типам внутриколлективных отношений и изменение их. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

Данное утверждение основывается на том, что профессиональная адаптация есть двуединый процесс, в котором человек, подвергаясь воздействию среды, сам, в свою очередь, выступает как активный субъект ее изменения.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Процесс подготовки менеджеров в высшей школе США
К проблеме развития творческого мышления будущего учителя
Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Вернуться к списку публикаций