2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


Необходимыми внутренними условиями адаптации являются стратегические цели личности; основные мотивы, направленные на преодоление трудностей, неизбежных в процессе становления будущего специалиста.

Согласно мнению М.Г. Гарунова. В.В. Краевского, П.И. Пидкасистого, Л.М. Фридман, С.Е. Шишова, и др., если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складывания качества конформности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной личностной деформации.

В обществе есть высоко, средне и низкоадаптивные личности. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако, в силу определенных биологических и социальных факторов, доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерными до патологии, а влияние других может оказаться подавленным вплоть до атрофии.

М.X. Титма, в своих монографиях отмечает, что решающее значение в отношении большинства видов человеческой деятельности имеют социально развитые качества человека. В то же время ясно, что люди не одинаково предрасположены к тем или иным видам деятельности.

Но недостаточно выявить причины нарушения гармонии факторов. Нас, в первую очередь, интересуют адекватные действия, которые предпринимает личность, чтобы добиться своей цели. В большинстве случаев разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам цели. В исследованиях по проблемам профориентации А.А. Бодалева, Р.Б. Гителышахера, Е.М. Павлютенкова. В.Д. Шадрикова и др. критерием правильного выбора профессии считается успешность профессиональной адаптации. Поэтому перейдем к анализу профессиональной адаптации, которая является существенной в плане исследования нашей проблемы.

Социально-педагогическая адаптация к деятельности в высшем учебном заведении имеет целью активный процесс включения студента в учебно-профессиональную деятельность, новое, социальное окружение и особенностей выбранной специальности.

Как отмечают В.Л. Марищук, А.Г. Ростунов и др., среди факторов, влияющих на профессиональную адаптацию, особое место занимает состояние психологической готовности, как проявление мировоззренческой, профессиональной, эмоциональной, мотивационной и физиологической сторон личности. В работах М.А. Кандыбовича, З.Б. Кличевой, Н.В. Кондратович, Е.З. Смирновой, В.Д. Шадрикова и др., определяющим аспектом, влияющим на адаптацию, является такой фактор, как состояние психологической готовности, влияющий на будущую профессиональную деятельность и отношение к ней.

Б.Г. Ананьев отмечает: «Постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания проявляется во многих феноменах умственной и моральной активности человека. Общим эффектом этого процесса является жизненный план, с которым юноша или девушка вступают в самостоятельную жизнь». Итогом же этого плана является процесс принятия решения о выборе профессии. В процессе обучения параллельно идет поиск возможностей для самовыражения и самореализации. Личность, не занимающаяся этим, рано или поздно выпадает из русла общих интересов коллектива. По мнению Е.А. Климова, большая часть профессий не предъявляет абсолютных требований к человеку, что проблема поиска дарований возникает только при отборе по специальностям художественного творчества, научной работы, летчиков, операторов, что большинство профессий доступно людям самых разных природных особенностей, нужно лишь пройти большой или меньший период обучения и приспособиться к работе «найти себя».

Э.В. Тадевосян отмечает, что адаптация к учебно-профессиональной деятельности - это способность человека продуктивно преобразовывать и усваивать предмет познания при заданном уровне познавательной активности без каких-либо существенных расстройств.

В процессе учебно-профессиональной адаптации студентов в высшем учебном заведении на первом месте стоит активная охрана личности от чрезмерно вредных факторов техногенной среды. Задача состоит в том, чтобы не допустить перегрузки адаптивно-психологических, адаптивно-соматических, адаптивно-генетических возможностей человека. По мнению

И.Б. Новика - адаптационный процесс предельно широкий при анализе природных и социальных систем.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента
Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Вернуться к списку публикаций