2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


2. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

3. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студентов, его возрастные и личностные особенности. Для студентов будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития, что определяет специфику профессиональной адаптации студентов.

В системе терминов, связанных с адаптацией - следует выделить еще один - адаптированность.

Адаптированность - уровень (фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Личность может быть гармонична и адаптирована, либо дисгармонична и дезадаптирована. Исходя из определений понятия «адаптированность», Г.М. Андреева, В.А. Петровский и др. уточняют следующие понятия:

1. Психическая адаптация - процессуальный переход от состояния дезадаптированности к состоянию адаптированности.

2. Состояние психической адаптированности - результат успешно завершившейся адаптации.

3. Состояние психической дезадаптивированности - следствие неуспешно завершившейся адаптации.

4. Психическая адаптивность - относительно устойчивое свойство личности, влияющая на характер и результат процесса адаптации.

5. Наиважнейшими составными компонентами адаптивных свойств личности являются природные инстинкты: самосохранение, продолжение рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы, сохранение достоинства и приобретенные качества: мотивы, ценностные ориентации, направленность и др.

Указанные понятия тесно взаимосвязаны между собой. В частности, от психической адаптивности, как устойчивой характеристики, личности зависит успешность адаптации. Процессы адаптации и дезадаптации на определенных этапах становятся состояниями. Состояния могут затягиваться и превращаться в свойства личности. В этом проявляется диалектический характер концепции психической адаптации.

Психологические категории приобретают конкретное содержание только в связи с предметной деятельностью. Поэтому сформулированные представления о психической адаптации будут абстрактными, если их не рассматривать по отношению к деятельности студентов.

Профессиональная деятельность, по определению Э.Ф. Зеера, это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности, в зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности.

Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии. Профессия - это социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.

Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как профессионала. Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность понимается как вид социальной деятельности, имеющей следующую структуру:

- цель - представление о результатах труда;

- предмет - система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций, как материального, так и нематериального порядка;

- средства - то, при помощи чего человек взаимодействует с предметом своего труда;

- система профессиональных обязанностей - заданные трудовые функции;

- производственная среда - предметные и социальные условия труда.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента
Общая педагогика
Процесс каузальной атрибуции
Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Вернуться к списку публикаций