2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


2. Концепция оптимизации. Использовать ее можно в том случае, если психолого-педагогические условия неизменны. Эффективны те варианты обучения и управления, которые позволяют достичь максимально положительных результатов. Положительное заключается в целенаправленности системы. Недостатки - отсутствует гибкость процесса, т.е. не учитывается текущая информация об изменениях, происходящих в сфере высшего образования и во внешней среде при реализации этой концепции.

3. Концепции адаптации предоставляет возможность оперативно реагировать на поступающую информацию об изменениях в ее психологических, социальных, педагогических и физических процессах. Преимущество этой концепции для высших учебных заведений заключается в изменении управляющих воздействий на основе не только априорной, эмпирической, но и текущей информации в целях сохранения и развития требуемого состояния педагогического процесса при изменяющихся внутренних и внешних условиях. Но мере поступления, при исследовании, текущей информации процессы необходимо видоизменять в пределах допустимых требований.

В.Я. Осенников рассматривает социально-педагогическую адаптацию как сложный процесс, отражающий различные стороны деятельности студента:

- формирование мировоззрения, патриотических убеждений, идеологической культуры и социальной активности (общественно-идеологическая адаптация);

- приобретение необходимых знаний и умений, овладения специальностями и приспособление к условиям изучения новой технике (адаптация инновационных процессов);

- включение в трудовой коллектив, установление иерархии отношений (социальная адаптация).

В процессе образования, разные стороны адаптации, все три составляющие следует рассматривать в их тесной взаимосвязи.

Таким образом, анализ различных концепций адаптации дает нам возможность уточнить такое понятие как адаптация студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности (профессиональная адаптация).

Профессиональную адаптацию, исходя из теоретического анализа, мы рассматриваем как процесс активного усвоения студентами знаний о профессиональной деятельности, приобретение умений и навыков организации жизнедеятельности в новом статусе на основе присвоения норм и ценностей.

Профессиональная адаптация студентов вуза определяется, прежде всего, особенностями юношеского возраста: активное вхождение в учебно-профессиональную деятельность; самоутверждение в правильности выбора профессии; изменения в эмоциональной сфере, развитие самосознания; формирование готовности к личностной и жизненной самореализации; смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений в новой среде; выбор новых друзей.

Помимо этого смена привычной среды может быть обострена неудовлетворенностью результатами учебы, межличностными отношениями, потерей привычного статуса в группе, тревогой в выборе будущей профессии, что приводит к стрессам, нервному истощению, утомляемости, к так называемому адаптационному синдрому дезадаптации, а в конечном счете и к отчислению их из вуза. Кроме того, дезадаптация социального характера проявляется в деформации системы внутренней регуляции, в нарушениях референтных ориентации, серьезных отклонениях в психике, к саморазрушающему поведению, а в конечном итоге либо к агрессии, либо к суицидам. Все это актуализирует проблему адаптации студентов вуза.

Центральное место в нашем исследовании занимает адаптация личности студентов к профессиональной деятельности. Рассмотрим возрастные и личностные особенности студентов как субъекта профессиональной деятельности.

Проблеме студенчества уделялось достаточное внимание в исследованиях Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.А.Климова и др.

Л.Д. Столяренко характеризует студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI-XII вв. Студенчество характеризуется включенностью людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые отражают суть следствия правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться следующими особенностями:

1. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Современная американская модель подготовки менеджеров
О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста
Вернуться к списку публикаций