2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


Социальность не синоним общественного, последнее шире, по своему содержанию и выражает чаще всего типологическую характеристику природы социальности. Социальность не тождественна и коллективности, которая в виде способности к сотрудничеству также включается в первый, но не исчерпывает ее содержание. Социальность выражает единство личного и коллективного, общественного и индивидуального, важным компонентом которого является субъективность, понимаемая как способность человека быть источником собственной активности и творческого отношения к общественному бытию, к жизни других людей.

Социальность не сводится только к формированию коммуникативных навыков и умений, а рассматривает необходимость формирования у будущих специалистов интереса и потребностей к профессиональной социализации.

Анализируя эти два основополагающих понятия, Б. Д. Парыгин указывает на то, что социализация и социальная адаптация связаны между собой социальной жизнедеятельностью человека, благодаря им он развивает свою социальную сущность, овладевает жизненным опытом.

В.А. Никитин, Б.Д. Парыгин указывают на тот факт, что большое внимание в процессе социальной адаптации индивида должно уделяться социальной среде. Так как именно она является одним из определяющих факторов социализации личности. Они выдвинули ряд требований по совершенствованию социальной адаптации, как процессу: социальная адаптация имеет социально-трансформированные способы и средства вхождения личности в изменившиеся социальные обстоятельства, поэтому отличается качественно от приспособительных механизмов в животном мире; социальная адаптация личности является динамичным явлением, проходя в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых различна; в общественной жизни адаптация личности выступает фактором оптимизации и регуляции общения, условием и предпосылкой эффективности человеческой деятельности; по своей структуре социальная адаптация состоит из двух взаимосвязанных компонентов: адаптивной ситуации и адаптивной потребности.

Н.И. Вайзман, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов и другие делают вывод, что адаптивная ситуация понимается как изменение в социальной среде, а адаптивная потребность - как желание личности с изменением условий среды менять свое поведение, образ жизни.

Итак, процессы адаптации и социализации личности схожи, но не тождественны. Общим между социализацией и адаптацией, а также социальным воспитанием является интегрированное понятие «социальность», которая рассматривается, как способность личности взаимодействовать с социальным миром и другими людьми. Важным компонентом социальности является субъективность, понимаемая как способность человека быть источником собственной активности и творческого отношения к общественному бытию, к жизни. Адаптация отражает конкретную ситуацию, выступает как подсистема по отношению к системе социализации личности. Для успешной адаптации необходим соответствующий уровень социализации личности, ее образования, что связано с вхождением личности в нравственно-правовое поле. Присвоение личностью социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, есть процесс ее вхождения в социальную среду, систему отношений, в то же время это и процесс активного воспроизводства социальных связей, что следует отнести к адаптации. Следовательно, адаптация взаимосвязана с воспитанием, выступает как метод, как составная часть процесса становления зрелой личности.

В учебно-профессиональной деятельности студентов вуза адаптация связана с овладением методами творческой познавательной деятельности, ориентацией в познавательных ценностях, умениями использования терминальных и инструментальных ценностей не только для удовлетворения духовных потребностей личности, а для выработки знаний, умений в профессиональной деятельности.

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы позволяет нам выделит еще один вид адаптации - социально-педагогическую. Согласно исследованиям Р.А. Литвак, С.И. Охремчука и др. социально-педагогическая адаптация есть процесс поэтапного формирования профессионально важных качеств будущего специалиста, обусловленных совокупностью взаимоотношений и взаимодействия педагогов и студентов, способствующих профессиональному самовыражению, самореализации будущего специалиста.

Чтобы выделить особенности адаптации студентов вуза необходимо проанализировать еще ряд концепций.

1 Концепция пригодности. Согласно этой концепции к рациональным относят любой вариант обучения и управления из множества возможных, которые обеспечивают такой показатель, как «эффективность», не ниже требуемого уровня.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования
Психическое здоровье детей, проживающих в различных районах Республики Коми
К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников
Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения иностранным языкам
Вернуться к списку публикаций