2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


Процесс социальной адаптации рассматривается как соответствие личности новым условиям ее жизнедеятельности.

Анализ литературы показал, что не существует общих, единых подходов к видам и формам социальной адаптации. Так, если Л.М. Растова выделяет такие конкретные формы социальной адаптации как: профессиональная, общественно-политическая и социально-психологическая адаптация, то Н.А. Свиридов различает две формы - профессиональную и социально-психологическую; В.Н. Судаков определяет два вида адаптации - производственную (трудовую) и духовную, которые протекают в двух формах: общественно-политической и социально-психологической.

На наш взгляд, адаптация представляет собой целостный психобиологический, психологический, социальный и педагогический процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, это не только процесс приспособления индивида к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение окружающего пространства, с целью психологического, социального саморазвития личности.

Следовательно, социальная адаптация - процесс освоения личностью новой социальной среды, связанный с усвоением знаний об окружающей действительности, приобретением умений и навыков в построении собственного образа жизнедеятельности, присвоением общечеловеческих норм и ценностей.

Согласно исследованиям М.Е. Дуранова, адаптацию в педагогике следует рассматривать как вхождение личности в социокультурную среду, как процесс, в котором основные параметры социальной характеристики личности приводятся в соответствие с новыми условиями образования.

В нашем исследовании адаптация личности выступает как процесс ее взаимодействия с профессиональным пространством, поэтому она проявляется в двух видах: адаптация к профессиональной деятельности, к потребностям изменившейся социальной среды, а на этой основе - формирование взаимодействия личности с социальной средой; адаптация как процесс формирования новых качеств личности, в том числе ее ориентация на профессионально - значимые ценности.

В научной литературе поднимается вопрос о соотношении понятий «социализация» и «социальная адаптация» (Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский).

Анализируя эти соотношения, можно указать на два момента.

Во-первых, социализация и социальная адаптация связаны между собой в социальной жизнедеятельности личности и, благодаря им, человек развивает свою социальную сущность, овладевает опытом жизни.

Во-вторых, существуют различия между данными понятиями по содержанию, направленности и по характеру, глубине вызываемых в личности изменений.

Основываясь на предложенных подходах к данным понятиям, мы данные различия определяем следующим образом:

1. Понятие «социализация» шире понятия «социальная адаптация», поскольку социализация представляет для личности глобальный процесс, а социальная адаптация всякий раз разворачивается в достаточно определенных границах вхождения в новые социальные обстоятельства, новые социальные ценности.

2. Социальная адаптация - один из механизмов социализации.

3. Личность в социальной адаптации в большей степени выступает субъектом этого процесса и объектом воздействия общества.

Л.М. Растова определила подходы к осмыслению данных понятий. Согласно Л.М. Растовой, социализация представляет, прежде всего, общее направление развития личности, а социальная адаптация связана с сообщением личности конкретной программы деятельности в определенном коллективе. Социальная адаптация требует соответствующего уровня социализации индивида. Так как требуется необходимый уровень знаний, умений, навыков, важны ценностные ориентации, которые имеет личность. Автор отмечает важность этих условий, формирующихся в процессе социализации, иначе их отсутствие может не только затормозить, но и сделать невозможным адаптацию индивида в той или иной среде.

Исследователь указала на необходимость изучения социальной среды, в которой будет осуществляться процесс социальной адаптации, так как среда может соответствовать общему направлению социализации личности или препятствовать ему.

Мы согласны с В.А. Никитиным, который подчеркивает, что в процессе социализации происходит социальное воспитание и социальное обучение индивида. Под социальным воспитанием понимается важнейшая, но не единственная часть и направление воспитания вообще. Его содержание, цели, средства и результаты органически переплетаются с другими направлениями и компонентами воспитания человека вообще, но вместе с тем имеет свою специфику. Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром, другими людьми.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Теоретические проблемы исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Когнитивная дифференцированность
Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования
Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Вернуться к списку публикаций