2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


И.Ю. Кулагина, А.В. Петровский, Г.Н. Филонов рассматривают сущность социально-психологических аспектов адаптации.

И.Ю. Кулагина дает определение психологической адаптации как активности личности и (или) группы, выступающей как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобления» себе; преобразование среды); отсюда определяется адаптивная и одновременно, адаптирующая активность личности или группы.

Социально-психологическая адаптация, по определению Г.Н. Филонова - это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение цели их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

В.И. Загвязинский, Э.В. Соколов и другие авторы отмечают в своих работах, что адаптация имеет две стороны, с одной - это процесс, происходящий во взаимодействии с социальной средой, определяется целями деятельности, социальными нормами - способами их достижения и санкциями в отклонении от этих норм; а с другой стороны, - адаптация зависит, прежде всего, от восприятия и оценки этих целей, норм и санкций. Это определяется самосознанием, преобладающем в образе «Я» личности или в чувстве «мы» группы. Различают следующие варианты актуального взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности и группы. Подчинение среде, при котором собственные цели личности или группы и способы их достижения общепризнанны, традиционны, полностью соответствуют социальным нормам. Обновление среды, при котором для достижения общепринятых и одобряемых целей личность или группа использует нешаблонные, не одобряемые или неизвестные ранее способы.

Б.З. Вульфов определяет процесс социальной адаптации следующим образом: это «гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними, достижение человеком социального равновесия, утверждение себя в мире - все это составляет цель и содержание практической педагогики». В этом определении понятия не раскрывается, что означает социальное равновесие, как этот компонент влияет на процесс адаптации.

Социальная адаптация, согласно концепции А.В. Петровского, является составной частью процесса социализации личности. Социализация личности есть процесс приобщения к нормам, ценностям, того общества, той группы, где живет и развивается человек, как утверждает А.В. Петровский, проходит несколько фаз.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды. Адаптация социальная - процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменении, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Относительно нашего объекта исследования интерес представляет концепция Р.В. Тонковой-Ямпольской, которая выделяет функциональные возможности адаптационных механизмов, определяемых несколькими факторами: состоянием здоровья и уровнем развития индивида (здоровый и хорошо развитый человек обладает большей функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системой адаптационных механизмов, он легче справляется с любыми трудностями.); факторами риска биологического и социального анамнеза (для функциональных возможностей адаптационных механизмов) имеет значение неблагоприятное влияние социальной среды. Заметим, что относительно нашего исследования, где объектом является адаптация студентов вуза, то им гораздо сложнее справиться с трудностями адаптационного периода, которые выражаются в возрастных особенностях и закрепляются разными формами социального поведения. Для совершенства системы адаптационных механизмов имеет значение уровень адаптационных возможностей организма в перестройке форм поведения в зависимости от изменяющихся социальных условий.

В социальной педагогике адаптация рассматривается как развитие или восстановление утраченных ранее социальных связей индивида, широкого спектра отношении к людям, семье, самому себе, возвращение или принятия в мире нравственных ценностей важнейших видов человеческой деятельности. В аксиологии, как учении о природе ценностей выделяются несколько направлений: общечеловеческие, социальные и индивидуальные ценности.

Поиск принципиальных социально-психологических черт социальной адаптации позволил ученым установить ряд положений, в основе которых лежат следующие аспекты:

а) социальная адаптация имеет социально трансформированные способы и средства вхождения личности в изменившиеся социальные обстоятельства, поэтому отличается качественно от приспособительных механизмов в животном мире;

б) социальная адаптация личности является динамичным явлением, проходя в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых весьма различна;

в) в общественной жизни адаптация личности выступает фактором оптимизации и регуляции общения, условием и предпосылкой эффективности человеческой деятельности;

г) по своей структуре социальная адаптация состоит из двух взаимосвязанных компонентов: адаптивной ситуации и адаптивной потребности.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Дополнительное образование как источник саморазвития, самоопределения и самореализации личности
Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Аксиологические основы воспитания
Психосоциальный аспект личностно-ориентированного образования
Вернуться к списку публикаций