2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


Поэтому важно изучить социально типическое в деятельности и поведении личности. Многогранность процесса становления, развития и формирования личности изучается многими науками, в том числе и социальной педагогикой, которая тесно связана с социологией, что вполне понятно, т.к. социология изучает общественные отношения, исследует общество и процесс становления социальных связей. Социология личности как специальная социологическая теория появилась на рубеже XIX и XX веков. В этой теории отражается роль социального сознания, социальное поведение, влияние различных факторов на их становление. Сама многогранность процесса становления личности и вхождение ее в общество имеет множество различных концепций, которые раскрывают некоторые проблемы социализации личности.

Проблема развития личности, реализации ее возможностей и устремлений человека является объектом исследования многих существующих наук. Важным аспектом социализации личности является процесс профессиональной адаптации, рассматриваемый с позиций аксиологического, личностно ориентированного подходов в работах Д.И. Белухина, Э.Ф. Зеера, А.Н. Леонтьва, И.Я.Лернера, А.В. Мудрика, С.Л. Рубинштейна и др.

По определению, данному в социологическом энциклопедическом словаре «Адаптация - приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды». В теории Т. Парсонса адаптация рассматривается как вещественно-энергетические взаимодействия с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением целостных образцов.

Данные определения значительно шире определили составляющие понятия адаптации, но они не обозначили место и роль личности во взаимодействии с внешней средой.

По определению, представленному в педагогической энциклопедии адаптация рассматривается как приспособление организма к окружающей среде, условиям. Здесь хотя и вводится новая дефиниция «условие», но характеристика условий и их функции не выделены. Проанализированные понятия позволяют рассматривать человека не как отдельного индивида, а как представителя социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

По определению, данному в философском энциклопедическом словаре «Адаптация - это приспособление (от латинского adaptatio). Но человек, живущий в изменяющихся социальных условиях, должен обладать способностью приспосабливаться к ним, поскольку любая социальная среда требует от человека форм поведения, ей адекватных (работа, семья, отдых), т.е. помимо биологических, человек способен к социальной адаптации. Человек - существо биосоциальное, поэтому «адаптацию», как процесс, рассматривают и на биологическом, и на социальном уровнях.

Различают несколько видов адаптации: физиологическую, психофизическую, психическую, социально-психическую и социальную.

Жизнь на всех ступенях ее развития И.М. Сеченов определял как приспособление к условиям существования.

Приспосабливаемость, подчеркивал Н.Е. Введенский, составляет свойство проникающее, так сказать, во все явления, совершающиеся в живом организме.

Свойство приспособления создает условия для наиболее благоприятного существования организма. По определению, данному в современном энциклопедическом словаре, физиологическая адаптация - это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. Если же возникает необходимость какого-то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функций. При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация.

А.Я. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток обращают свое внимание на тот факт, что если в результате такого напряжения совершается желаемая перестройка, формируется вновь состояние физиологической адаптации нового качества. Если же адаптационные возможности организма превышаются, то функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Эта форма патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает реакция называемая стрессом. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в этой реакции, различают болевой, психический или эмоциональный стрессы.

Большое значение адаптации уделяется и на педагогическом уровне.

Педагогические воззрения А.С. Макаренко о личности ребенка и ее развитии представляют собой целостное учение не только о формировании личности в коллективе, но и об адаптации человека в различных видах деятельности. В научной концепции А.С. Макаренко адаптация личности рассматривалась во многих аспектах (взаимоотношения личности и коллектива, приспособление личности в коллективе, перспективные линии развития личности, формирование мотивационной сферы личности, становления характера).

Психологическая адаптация - психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
К проблеме развития творческого мышления будущего учителя
Общая педагогика
Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности
Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка
Вернуться к списку публикаций