2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


С другой стороны, выделенные особенности актуализируют проблемы профессиональной подготовки, дают образцы деятельности в различных ситуациях, позволяют генерализировать опыт ситуативного взаимодействия, опосредованно влиять на систему межличностных отношений.

Исходя из вышеизложенного, необходимо в процессе профессиональной подготовки уделять внимание не только на должностные обязанности, представляющие институциональную составляющую, но и на фасилитирующую функцию, по отношению к развитию личности студента в деятельности.

Данные особенности необходимо учитывать в конструировании педагогического процесса профессиональной подготовки в вузе.

Подведем резюме.

Методология научного познания позволила установить все возрастающий научный интерес к вопросу адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности на современном этапе. В исследовании определено состояние проблемы, изучена логика развития основных направлений исследования в данной области знаний, которые внесли принципиально новое в понимание данного вопроса, что позволило нам сделать следующие выводы:

1. Адаптация рассматривается как способность организма человека приспособиться к различным условиям внешней среды, этот процесс динамичный, длительный и сложный, требующий создания специальных условий в образовательном учреждении. Взаимодействие личности с социальной средой предопределило понятие «социальная адаптация». В социологии, педагогике и психологии социальная адаптация рассматривается в трех аспектах: как совокупность приспособительных реакций человека в обществе к окружающей его действительности; как приспособление личности к окружающей социальной среде, связанное с изменением видов деятельности и жизнедеятельности человека и как освоение индивидуумом различных социальных ролей, в том числе и профессиональных.

2. В исследовании рассмотрены различные виды адаптации, проанализированы основные теоретические подходы и современные данного понятия. Теоретический анализ позволил нам рассматривать понятие «профессиональная адаптация» студентов как целостный процесс активного усвоения студентами знаний о профессиональной деятельности, приобретение умений и навыков организации жизнедеятельности в новом статусе на основе присвоения норм и ценностей.

3. Профессиональную адаптацию студентов вуза мы рассматриваем как вид социальной адаптации, с установлением оптимальных отношений между личностью и требованиями к конкретной профессиональной деятельности.

Процесс профессиональной адаптации студентов определяется как возрастными особенностями, так и спецификой профессиональной подготовки в условиях вуза.

К возрастным особенностям студентов мы относим: активное профессиональное самоопределение, развитие самосознания, формирование готовности к личностному жизненному самоопределению и к новому типу ведущей деятельности.

4. Профессиональная адаптация может осложниться неудовлетворенностью результатами учебы, потерей привычного статуса в группе сверстников, тревогой в правильности выбора будущей профессии, что может привести к различным стрессам, нервному истощению, утомляемости, а в результате может привести к дезадаптации. Дезадаптация проявляется в деформации системы внутренней регуляции, нарушениях референтных ориентации, в серьезных отклонениях поведения и самореализации личности.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Психическое здоровье детей, проживающих в различных районах Республики Коми
Общая педагогика
Наследие функционализма: прикладная психология
Вернуться к списку публикаций