2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


Процесс адаптации студентов вуза, таким образом, выступает как диалектическое единство противоположных сторон: приспособление индивида к среде и активного изменения данной среды. Причем, обе стороны не существуют друг без друга и служат в совокупности выражением единого процесса освоения человеком окружающей его адаптируемой среды. Следовательно, процесс адаптации происходит в деятельности индивида как специфическое социально-психологическое состояние личности.

В своем исследовании мы опирались на различные теоретические концепции адаптации, анализирующие ее с различных сторон, каждая из которых, в зависимости от конкретных познавательных целей, имела свое определение, а, следовательно, и проявление.

В отечественной литературе, как правило, адаптивные процессы рассматриваются не изолированно, а в контексте общих социальных процессов, характерных для нашего общества. Рассмотрению актуальных теоретических и методологических аспектов адаптации посвящены работы Г.М. Андреевой, И.А. Милославовой, А.В. Петровского, Л.М. Растовой и других авторов.

В последние годы четко проявляется практическая направленность многих работ по изучению адаптивных процессов, связанная с широким использованием методов конкретной социологии. В философско-социологической литературе в основном исследуются различные аспекты социальной адаптации работников производственной сферы (Е.А. Климов, Л.Н. Коган, В.С.Немченко и др.).

Наметился определенный интерес и в изучении проблем адаптации работников непроизводственных сфер (системы образования, здравоохранения, сферы обслуживания и т.д.), где особый интерес, в плане нашего исследования, представляют работы по адаптации начинающих менеджеров (А.О. Блинов, П.Н. Завлина, А.В. Ильяшев, Н.Ю. Круглова и др.).

Изучение данных работ дало нам возможность, используя существующую систему теоретических понятий, проанализировать специфику их реализации, применительно к адаптации будущих менеджеров.

Менежер, по определению О.Л. Назаровой, это человек, основная профессиональная функция которого состоит в осуществлении управления предприятием в рыночных условиях. Выделение профессии или отдельной функции в той или иной профессии произошло на основе признания роли управления (его построения, стиля, методов, принципов, содержания) в повышении эффективности деятельности предприятия.

Менеджмент - вся система управленческой деятельности по организации, планированию, контролю, регулировке, корректировке деятельности предприятия в условиях рынка, т.е. осуществляющего операции купли-продажи или обмена результатами труда.

Существует «педагогический менеджмент» как система управления учебным заведением, производящем и продающем товар, в том числе и рабочую силу как товар. Особенность его в направленности на воспитание и обучение обучающихся, участвующих в производстве товаров, в соблюдении приоритетов целей их профессиональной подготовки, в подготовке конкурентоспособного рабочего.

Специфика деятельности менеджера предполагает особые требования к организации его профессиональной подготовки.

В основу системы профессионального образования нами положена концепция развития, включающая все характерные черты образовательного процесса. Она предусматривает переход от обучения к самообучению, от преимущественно репродуктивных типов к творческим, самостоятельным.

- Изучение данных работ дало нам возможность, используя существующую систему теоретических понятий, проанализировать специфику их реализации применительно к адаптации студентов вузов.

Условия жизни и деятельности в вузе существенно отличаются от прежнего образа жизни школьников. В связи с чем необходима адаптация к этим условиям. Причем, с позиций нашего анализа под категорию психологической адаптации попадают практически все аспекты адаптации студентов в системе вуза:

- Адаптация непосредственно к учебно-профессиональному процессу (учебная адаптация). Она связана с требованиями учебных программ вуза и организацией практических занятий.

- Адаптация к общению и совместной деятельности студентов.

- Адаптация связанная с перестройкой выработки индивидуального стиля жизни и деятельности.

Эти особенности определяют специфику процесса профессиональной адаптации студентов вуза. Так, в отличие от других образовательных учреждений, в вузе она в большей степени определяется институциональным императивом, нежели личностными возможностями студентов (их реальным статусом в группе, коммуникативными и интеллектуальными способностями, индивидуальным социальным опытом и т.д.), что впоследствии при переходе к самостоятельной профессиональной деятельности может осложнить процесс профессиональной адаптации будущего специалиста. Что, несомненно, проявится в эмоциональном напряжении, повышенной конфликтности, снижении уровня рефлексии студентов собственного поведения и деятельности, безынициативности, конформизме, а, следовательно, ожидания студентов о будущей профессиональной деятельности как руководителя органа могут и не совпадать с их реальным положением в процессе обучения, т.к. многие из них находятся постоянно в самостоятельной практической деятельности не проявляя себя.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Разработка модели дистанционного обучения иностранному языку будущих менеджеров
Человек говорящий как субъект коммуникации
Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада
Вернуться к списку публикаций