2010-06-03 18:48:47
ГлавнаяПедагогика и психология — Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности



Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности


Процесс профессиональной подготовки рассматривается нами как динамический, целенаправленный процесс, конечной целью которого является формирование комплекса профессиональных качеств личности. Наш опыт показывает, что независимо от того, насколько качественно этот процесс организован, сам по себе он не оказывает прямого влияния на профессиональной становление будущего специалиста, если цели данного процесса не совпадают с внутренней позицией студента, его потребностями, интересами, установками и ценностными ориентациями. В связи с этим целью данного параграфа является изучение проблемы адаптации студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

А.Г. Ковалев указывает на то, что в современном обществе у молодых людей затягивается процесс осознания смысла жизни, снижается уровень социальной активности. В этих условиях назрела необходимость определения механизмов успешности процесса адаптации студентов вуза, выявления средств развития данного процесса и разработки научно-методических рекомендаций для педагогов вузов.

Е.П. Ильин, В.А. Никитин определяют, что эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья в образовательном процессе зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования.

В процессе развития личности необходимо учитывать, что социальная среда в действительности не является стабильной, индивид, различающийся по своим социально-психологическим характеристикам по разному включается в социальную среду. Так, В.Г. Бочарова утверждает, что личность и ее формирование предопределяются не только генетической программой, но и социальной. Человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных культурных условиях, где возникают социальные отношения общности, группы.

Аксиологический подход как фактор адаптации, обеспечивает при этом возможность выявления ценностного отношения к профессиональному образованию.

Понятие «ценность» используется в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталоны должного.

Вне человека понятие ценности существовать не может, т.к. оно представляет собой особый тип значимости для человека предметов и явлений.

Ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности социальных групп, общностей, человечества в целом.

Общенаучный уровень методологии представлен системным подходом. Системный подход рассматривается как направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Данный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный подход выполняет эвристические функции, представляя совокупность познавательных принципов, основным смыслом которых является соответствующая ориентация конкретных исследований, что позволяет выявить недостаточность традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач и определить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов.

Философские аспекты системного подхода разработаны Л.Н. Аверьяновым, Б.Г. Афанасьевым, И.В. Блаубергом, А.И. Ракитиным, В.И. Садовским, Э.Г. Юдиным и др. Поскольку системный анализ связан с анализом структурным, в научной литературе используют термины «системно-структурный» и «структурно-системный» подход. Различия между ними сводятся к разной последовательности осуществления процедур анализа.

Системный подход широко используется в педагогических исследованиях. Его разработке посвящены работы Б.С. Гершунского. Т.А. Ильиной, Ф.Ф. Королева, Ю.А. Конаржевского, В.Д. Семенова. Ю.П. Сокольникова и др.

В основе использования системного подхода в педагогических исследованиях лежит изучение внутренних и внешних системных свойств и связей педагогического объекта, которые обуславливают его целостность, характеризующуюся многомерностью и иерархией. Целостный объект при этом рассматривается как часть или элемент более высокого уровня. С помощью системного подхода осуществляется анализ всех факторов, влияющих на педагогическое явление, которые необходимо учитывать перед принятием того или иного решения.

Данные методологические подходы позволили нам выявить основные категории профессиональной адаптации.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности
Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Вернуться к списку публикаций