2009-07-07 14:29:07
ГлавнаяПедагогика и психология — Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента



Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента


«Не пришло пока время. Научный менеджмент еще не получил достаточного развития. Причина - в несовершенстве правового поля, в недостаточном уровне цивилизованных методов управления персоналом, в нашей многолетней тоталитарной истории, в нашей ментальности. Так или иначе, но педагогический менеджмент пробивает свою дорогу в практику как особая отрасль менеджмента, которая имеет свою специфику и свойственные только ей закономерности. Эта специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образовательного процесса. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность субъекта управления. Продуктом труда - информация об учебно-воспитательном процессе, УПД учащихся на уроке. Орудие труда - слово, речь. Результатом труда менеджера является уровень грамотности (обученности), воспитанности и развития объекта педагогического менеджмента».

Таким образом, педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности и качества. Это определение совпадает с содержанием определения, данного В.П.Симоновым.

К сожалению, в учреждениях и учебных заведениях практически еще нет менеджеров, есть формализованные управленческие (административные) единицы в лице директора, его заместителей и педагогов. Но проблема изменения директорского командного менталитета в образовании на менеджерский уже достаточно актуальна. Для руководителя ОУ и педагога такая трансформация может, с нашей точки зрения, осуществляться в системе повышения квалификации, в рамках специальной психолого-педагогической подготовки.

Начало этой деятельности определено рекомендациями Минобразования и АПК, которые, предвидя развитие системы образования в новых рыночных условиях, рекомендовали для системы ФППК учебные и учебно-тематические планы по подготовке менеджеров образования. Эти планы успешно реализуются в системе курсовой подготовки и переподготовки кадров - специалистов образования. Проблема менеджмента - это рациональность индивидуального самосохранения, она актуализируется тем, что: по специфичности своей профессиональной направленности учитель является руководителем и организатором жизнедеятельности детей, что усиливает его профессионализм; в условиях перехода к рыночным отношениям и растущей социальной незащищенности, безработицы каждый человек должен быть готовым в случае необходимости к организации своего «дела»; педагог обязан подготовить себя и своих воспитанников к работе в новых социально-экономических условиях.

Обогащение педагогических кадров знанием теории менеджмента и существующая потребность в его адаптации и внедрении с учетом специфики ее национальных традиций, менталитета, законодательной базы образования, профессиональной направленности и других факторов ставят проблему педагогического менеджмента в число приоритетных в программе модернизации образования России на современном этапе.

Наибольший интерес вызвала у нас проблема управления образовательнымпроцессом в школе, рассматриваемая В.П. Симоновым, который утверждает, что каждый преподаватель является менеджером образовательного процесса на своем управленческом уровне, и здесь мы солидарны с автором, так как предмет труда учителя - управленческая деятельность, направленная на учебно-познавательный процесс учащихся, на реализацию процедуры познания учебного материала, практику. Управленческие функции всегда были и будут присутствовать в деятельности педагога, так как в этом суть педагогического процесса, осуществляемого на основе личностно-ориентированной парадигмы в образовании. Учебный процесс, как правило, всегда не только детально продуман, но и управляем. Практическая деятельность учителя как управленца своего уровня хорошо прослеживается в учебно-воспитательном процессе, тем более в образовательном учреждении, работающем в инновационном режиме. Речь идет о функциях педагогического менеджмента в деятельности учителя в условиях его работы в классе, когда учитель постоянно в своей профессиональной деятельности апробирует новые подходы в организации учебного процесса, новые технологии и способы реализации личностно-ориентированной системы обучения. В данной ситуации педагогический менеджмент как практический механизм личностно-ориентированного образования обеспечивает результативность этой работы.

С выходом под грифом Российской Академии образования своевременной практикоориентированной коллективной монографии под редакцией М.М. Поташника «Управление качеством образования», в которой авторы соглашаются с учеными и практиками и признают, что «...жизнь оказалась сложнее определенных учеными представлений о жестких границах разных наук. Дело в том, что конечные результаты управления (в нашем случае - качество образования) лежат вне сферы самого управления, и потому не могут быть определены по параметрам и свойствам, характеристикам самого управления, они лежат в сфере педагогики. Учитывая этот научно установленный факт, мы вынуждены рассмотреть и управленческий аспект педагогики, то есть и управление на уровне субъектов непосредственного образовательного взаимодействия».

Таким образом, выдвинутое нами в диссертационной работе предположение о наличии управленческих компонентов в педагогической деятельности учителя не только обосновано и доказано, но и подтверждено учеными, так как именно взаимодействием «на уровне субъектов непосредственного образовательного процесса» обеспечивается качество процесса обучения. Признавая аспекты специфической управленческой деятельности в системе обучения «учитель - ученик», необходимо помнить, что инновации постоянно присутствуют в образовательных учреждениях, работающих в режиме развития. Более того, реализуя педагогический менеджмент в классе, учитель в процессе обучения принимает управленческое решение, исходя из конкретной ситуации, т.е. по конкретным результатам, учитывая, насколько достигнута поставленная цель обучения.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Реализация коммуникативного подхода в дистанционном обучении иностранным языкам
Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Вернуться к списку публикаций