2009-07-07 14:29:07
ГлавнаяПедагогика и психология — Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента



Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента


Поиск новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями в государственно-общественном устройстве, в становлении рыночных отношений, в общественном сознании, осуществляется через переосмысление, переоценку опыта управления страной, производством, сферой образования. Накопленный в мировой практике опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой, образовательным учреждением и как процесс принятия управленческого решения. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает ее научными рекомендациями.

Что же такое «менеджмент»? В книге М.Х.Мескона, М.Альберта, Ф.Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»; как «управление ..., функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»; как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию».

Из сказанного следует, что понятие «менеджмент» в переводе с английского (смотрите курсы английского) как «управление» рассматривается и в значении «вид деятельности», и в значении «область знания». Для достижения целей организации менеджмент предполагает использование не только кадровых ресурсов (труда, интеллекта и мотивов поведения), но и материальных, финансовых. В многочисленных американских источниках менеджмент еще рассматривается и как «искусство управления», основывающееся на здравом смысле и интуиции менеджера (управленца), проявляющееся в нестандартности и оригинальности его решений. Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации.

Исследователь Л.В. Горюнова с учетом всех аспектов понимания менеджмента и опираясь на индивидуально-личностный подход, дает следующее определение понятию «педагогический менеджмент»: «Педагогический менеджмент - это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях».

Соглашаясь с автором в основном при определении понятия «педагогический менеджмент», мы хотели бы несколько уточнить и конкретизировать его. Во-первых, необходимо уточнить, с какими процессами в классе связана «управленческая деятельность». И, во-вторых, почему готового к жизни в «социально-педагогических условиях», а не просто в новых социальных условиях?

Предлагаемая корректировка понятия педагогического менеджмента, данного Л.В.Горюновой, с нашей точки зрения, могла бы быть более полной, несколько более конкретной и профессионально-значимой. «Педагогический менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности учителя в классе, направленный на организацию учебного процесса и формирование учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающий достижение целей развития личности, готовой к жизни в новых социальных условиях».

А.В.Попов, Ю.А. Конаржевский, рассматривая вопрос семантики понятий «менеджмент» и «управление», ссылаются в своих исследованиях также на определение менеджмента, данное в Оксфордском словаре английского языка, где даются 4 смысловых значения этого понятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже в английском языке этот термин не трактуется однозначно. Классик американского менеджмента П. Друкер подчеркивает чисто американское происхождение этого понятия, а также его полисемантический характер, так как термин «менеджмент» включает в себя определенную функцию и социальный статус людей, выполняющих ее, и учебную дисциплину, область научного исследования. Следовательно, мы делаем вывод, что понятие «менеджмент» по отношению к понятию «управление» и «педагогический менеджмент» надо рассматривать как часть по отношению к целому. Наблюдается путаница при обозначении дефиниций «менеджмент» и «управление» и в отечественной науке. Ярко выражена тенденция отождествления этих двух категорий, когда обозначают управление (менеджмент). Такое определение можно встретить в некоторых постановления Госкомвуза РФ, работах В.С. Лазарева, М.М. Поташника, В.П. Симонова и др.

Следует выделить тенденцию, направленную на обогащение внутришкольного управления элементами менеджмента. Так, Т.И. Шамова, отмечая, что менеджмент разработан для управления в первую очередь бизнесом и его конечной целью является получение прибыли, акцентирует наше внимание на том, что «... в теории и практике менеджмента хорошо разработана поведенческая сторона деятельности менеджера, на которую следует обратить внимание ... Именно эта часть менеджмента является исключительно полезной, за счет чего мы сделали попытку обогатить внутришкольное управление». При данном подходе понятия «менеджмент» и «управление» не отождествляются, а происходит «вкрапливание» достижений менеджмента в управление образовательным процессом и образовательными системами (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Немова, В.И. Симонов, Т.И. Шамова и др.). Это подчеркивает и сама формулировка названия книги, изданной под редакцией Т.И. Шамовой - «Менеджмент в управлении школой».

Однако основания исследователей различны, как и концепции научных школ управления, которые формировались столетиями и своими научно-теоретическими идеями дополнялись, исключались и вновь дополнялись не только в ходе исследований, знаменитых хоторнских экспериментов ученых Гарвардского университета под руководством Э.Мэйо в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго, но и производственным опытом, который обогащал теорию и конкретизировал направленность научных исследований. Поэтому закономерен вывод о том, что теоретические понятия «менеджмент», «педагогический менеджмент» корнями уходят в историю наших цивилизаций. Предпосылки педагогического менеджмента стали формироваться на рубеже 20-30-х гг. в США и привели позже к качественно иной ситуации в менеджменте. По своему научному уровню и методической культуре хоторнские эксперименты являются этапными. По их результатам были сделаны следующие принципиальные для теории менеджмента выводы:

1) человек представляет собой «социальное животное», ориентированное и включенное в контекст группового поведения;

2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;

3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

Рационализация управления, учитывающая социальные и психологические аспекты трудовой деятельности людей, - магистральный путь инновационной деятельности не только на предприятии, но и в образовательных учреждениях. Доктрина «человеческих отношений» дала толчок к разработке проблем мотивации трудового поведения. Это те предпосылки в эволюции теории менеджмента, которые в современных условиях закономерно вызвали к жизни личностно-ориентированную концепцию образования и педагогический менеджмент.

Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых (А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, В. Вазиной, Д.М. Гвишиани, И.Н. Герчиковой, Л.В. Зайцева, В.И. Зверевой, Ю.А. Конаржевского, С.В. Кульневича, В.В. Крыжко, В.С. Лазарева, Е.М. Павлютенкова, П.И. Пидкасистого, Г.Х. Попова, М.Л. Портнова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, В.П. Худоминского, Р.Х.Шакурова, Т.И. Шамовой, П.Т. Фролова и многих других) и зарубежных авторов (М. Альберта, М. Вебера, П. Друкера, Л. Де Калувэ, Д. Мак-Грегора, Э. Маркса, А. Маслоу, М. Мескона, М. Петри, Ф. Тейлора, А. Файоля, Ф. Хедоури и др.).

Существенный вклад в развитие современной теории управления внесла мировая практика, сформировавшая и обосновавшая три типа менеджмента (американский, западноевропейский, японский) и четыре важных концепции управления (научного управления, административного управления, управления с позиций психологии и человеческих отношений, управление с позиций науки о поведении).

Для научного обоснования понятия «педагогический менеджмент», его роли, функций в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения мы сочли целесообразным кратко раскрыть сущность сложившихся в науке концепций управления, которыми практически и обосновываются предпосылки формирования педагогического менеджмента.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Психическое здоровье детей, проживающих в различных районах Республики Коми
Разработка модели дистанционного обучения иностранному языку будущих менеджеров
Об ассоциальном влиянии ролевых компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Вернуться к списку публикаций