2009-06-02 16:58:59
ГлавнаяПедагогика и психология — Современная американская модель подготовки менеджеров



Современная американская модель подготовки менеджеров


Инновационные образовательные технологии основаны на активном, практикующем, экспериментальном обучении с применением новейших информационных технологий: обучение посредством действия, на основе опыта, метод конкретной ситуации, полевое исследование, проектное обучение и «обучение с компьютерной поддержкой» В целом, как в содержательной, так и в процессуально-методической стороне обучения менеджеров в США нами было выявлено действие похожих тенденций. Речь идёт о последовательном расширении границ общения, деятельности, ориентировки, выбора - от выбора форм и методов к отбору содержания и целей образования. Сущностной чертой этого процесса является включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития будущего менеджера, придание образовательному процессу черт дискуссионности, имитацинности, ролевого моделирования, уменьшения его регламентированности.

Выявление возможности использования американского опыта в российской системе управленческого образования дало следующие результаты.

В России до недавнего времени преобладала знаниево-технократическая традиция и классическая («германская») модель высшего образования. Образовательные программы ВУЗов сориентированы в основном на государственный заказ и в гораздо меньшей степени учитывают потребности конкретных потребителей: будущих менеджеров, предприятий и бизнес-организаций. Стандарты в России фиксируют примерно 60 процентов учебного плана, а на уровне магистратуры до 85 процентов, что перегружает будущего менеджера часто далекими от его профессиональной деятельности дисциплинами, и не даёт возможности получить ту специализацию, которая бы позволила ему занять свободную нишу в рыночной экономике.

Изменение модели управленческого образования в России с учётом мирового опыта может иметь, по нашему мнению, опережающее влияние на стереотипы российского управленческого мышления. В связи с этим необходима разработка целостных моделей современной профессиональной деятельности менеджера с позиций отличных от административно-командного и соотнесение на этой основе американских моделей образования с российскими образовательными традициями с целью поиска российских вариантов образовательных стандартов.

Возможности использования американского опыта связаны в первую очередь с развитием российских программ магистерского образования типа МВА как наиболее востребованных, динамичных, ориентированных на конкретного потребителя, с учетом использования при их разработке названных выше ориентиров. Повышение качества подготовки менеджеров возможно при условиях перехода от концепции «образования на всю жизнь» к концепции «образования через всю жизнь»; превращения управленческого образования в один из способов профессионально-личностного роста и карьеры человека; учёта положений андрагогики об особенностях мотивации обучения взрослых людей; внедрения технологий «обучения посредством рефлексивного опыта и действий»; приближения обучения к реальной профессиональной деятельности менеджеров; усиления роли внеаудиторной индивидуальной и групповой работы; поиска баланса между базовым ядром учебных дисциплин и специализациями, учебными дисциплинами по выбору; гуманитаризации содержания образования менеджеров; включения в него личностно-развивающих, рефлексивных, коммуникативных и творческих компонентов; интеграции профессионально-делового и личностного развития будущего менеджера в процессе обучения; изменения критериев качества учебных программ, учёта их реальной проблемности, профессиональной направленности, национальной специфики, изменении требований к профессиональной квалификации преподавательского состава.

Помимо профильного образования, необходимо отметить важность дополнительного практического обучения в виде курсов, тренингов и программ переподготовки. На сегодняшний день, в России предлагается масса специализированных программ бизнес обучения, которые позволяют повысить квалификацию специалистов, увеличить их практический опыт в выбранном направлении. Так, например, сайт "Обучение в Новосибирске" предлагает широкий выбор профессиональных курсов и программ, направленных на повышение квалификации и востребованности специалистов, уже имеющих профильное высшее образование, но желающих повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка
Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста
Об ассоциальном влиянии ролевых компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Вернуться к списку публикаций