2009-06-02 16:58:03
ГлавнаяПедагогика и психология — Процесс подготовки менеджеров в высшей школе США



Процесс подготовки менеджеров в высшей школе США


В основе стратегий моделирования управленческого образования в США лежит восхождение от описания профессиональных функций, действий менеджера к построению структуры качеств, базовых знаний и умений, обеспечивающих реализацию этих функций. Вместе с тем традиционное понимание профессионального образования как соответствующей функциональной подготовки человека для области менеджмента «как безличностного процесса адаптирования» оказалось для этого менее всего подходящим.

В 70-80-е годы произошли изменения в концептуальной модели профессионального образования. Современными прогрессивными тенденциями в образовании менеджеров в США являются, разработка целостных моделей профессиональной компетентности менеджера, гибкость, вариативность в сочетании с выделением обязательных базовых учебных предметов, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута в изучении программ, опционно-модульный способ и междисциплинарный, комплексный и интегративный подходы в построении учебных программ, профессиональная ориентация учебных дисциплин, их практическая, прикладная направленность, гуманитаризация содержания образования, включение в него специфических личностно-развивающих компонентов, информатизация и возрастание прогностического и мультикультурного характера содержания образования, активная роль субъектов образовательного процесса в определении целей и отборе содержания образования, принятие в расчёт национальных приоритетов и социальных ценностей общества.

Основные компоненты содержания образования менеджера: когнитивный компонент (базовые основы теории и технологии управления, специальные знания основ управляемой сферы и т.д.), процессуальный компонент (владение управленческими технологиями), компонент креативного опыта (опыт творческого решения управленческих задач), компонент личностного опыта (опыт личностной саморегуляции).

Образовательными технологиями, отражающими специфику подготовки менеджеров в США являются интерактивные, приближенные к реальной профессиональной деятельности и общению, нацеленные на создание развивающей мультикультурной образовательной и профессиональной среды, учитывающие особенности мотивации обучения взрослых людей. Эти технологии основаны на активном, практикующем, экспериментальном обучении с применением новейших информационных средств. В качестве основных направлений нами были выделены и проанализированы «case-study» (изучение конкретной ситуации), «field study» (полевое исследование), проектное обучение и «обучение с компьютерной поддержкой».

Процесс обучения строится как система ситуаций, в которых обучаемые вынуждены преобразовывать свой профессионально-личностный опыт, осваивать новые знания и стратегии профессионального поведения. В связи с этим меняются требования к профессиональной квалификации преподавателя бизнес-школы: от педагога требуется не только высокий научно-теоретический уровень преподавания, но и владение практическими образцами эффективного профессионального поведения, освоение новых ролей, таких как: роль эксперта, «тренера», консультанта, организатора, «фасилитатора», высокую личностно-профессиональную готовность к активному взаимодействию с обучаемыми, перестройке их профессионально-личностного опыта.

Векторы развития американского и российского образования направлены в сторону усиления его профессиональной и личностной направленности, что делает возможным обмен педагогическими идеями и технологиями в этом направлении. Условием продуктивного использования американского опыта является принятие названных выше концептуальных характеристик образовательного процесса, реализующихся сегодня в передовых учебных заведениях США, в качестве ориентиров перестройки отечественного образования менеджеров вместо копирования его внешних атрибутов, устаревших образцов, имеющихся в настоящее время на российском рынке образовательных услуг. Принятие этих ориентиров не противоречит национальной специфике образования (высокому уровню фундаментальности образования и др.), позволяет менять его эволюционным путём, соотнося американскую модель с российскими образовательными традициями с целью поиска российских вариантов образовательных стандартов.







Интересное:


Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса
Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада
Психологическая коррекция личности: применение художественных текстов
Человек говорящий как субъект коммуникации
Образовательные тенденции
Вернуться к списку публикаций