2009-06-02 16:54:52
ГлавнаяПедагогика и психология — Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров



Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров


Оцениваемыми стимулами могут быть окружающие люди или сам испытуемый.

В ЛД включена 21 черта личности, в наибольшей степени характеризующих по люса трех факторов: оценки, силы, активности. Факторы представляют собой структуру модели личности.

При применении ЛД для исследования самооценок высокие значения фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым.

Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

Особо низкие значения указывают на астенизацию и тревожность.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные значения указывают на высокую общительность, активность, импульсивность, отрицательные - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Семантический дифференциал (Петренко В.Ф.)

На основе семантического дифференциала автором исследования была разработана методика, позволяющая получить гибкую систему самооценок студентов по таким факторам, как сензитивность, креативность, навыки сотрудничества. Все факторы состоят из высококоррелирующих шкал.

Суть методики сводится к следующей процедуре. Исследуемый объект, в качестве которого в методике выступает субъективная оценка испытуемыми собственных качеств лидера, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками. Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континуум градаций выраженности значений, переходящий от низшего значения к высшему. Для получения более дифференцированных данных испытуемый должен оценить степень соответствия стимула тому или иному полюсу каждой шкалы по восьмибальной системе.

Для уменьшения недостатков шкалирования были использованы приемы оптимального построения пунктов шкалы:

Четкость вербальных обозначений шкал; как можно меньше неточности, расплывча тости, двусмысленности в понятиях.

Вербальные обозначения не пересекаются, чтобы в одном понятии не содержалась часть другого.

Вербальные обозначения не содержат оценок.

Вербальные обозначения четко указывают на один признак, а не на ряд свойств объекта.

Обработка результатов.

где, Хср - выборочное среднее;

Xi - значение обследуемого с шифром i по фактору;

σ - квадратичное отклонение.

Для проверки достоверности статистических различий по исследуемым нами факторам применялся критерий φ* (угловое преобразование Фишера). С помощью этого критерия можно сравнивать показатели одной выборки испытуемых, измеренные в разных условиях, т.е. до начала тренинговых занятий и после их окончания. В критерии φ* Фишера верхней границы не существует, выборка может быть сколь угодно большой. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. За интересующий нас измеряемый эффект в данном исследовании принята доля лиц, получивших после проведения тренинга значения по факторам выше среднегруппового нежели чем до проведения тренинга.

Интерпретация данных. Высокие значения по фактору «Сензитивность» свидетельствует о развитии таких качеств как способность к рефлексии, отражению состояний других людей, критическому отношению к себе и своим возможностям, знание своих слабых и сильных сторон, чувствительность к настроениям и потребностям других людей. Положительные значения говорят об умении человека взять на себя ответственность за свое поведение, настроение и принятые решения, указывают на наличие таких черт как эмпатия, социальное понимание, социабельность, умение вчувствоваться во внутренний мир окружающих людей, встать на точку зрения другого, что является залогом успешного налаживания взаимоотношений с окружающими людьми. Низкие значения характеризуют человека как сконцентрированного на собственной персоне, мало интересующегося другими людьми, нечувствительного к тонким движениям души, как своей так и других, не умеющего установить доверительные взаимоотношения.

Высокие значения по фактору «Креативность» свидетельствуют о том, что испытуемый умеет применять новые подходы, готов воспринимать другие способы мышления и поведения, адаптироваться, изменяться, отказываться от стереотипов. Низкие значения фактора «Креативность» указывают на критическое отношение к новому, отсутствие способности чутко реагировать на изменения в окружающей среде, улавливать новые тенденции, веяния, предлагать свои способы решения проблемы, достижения цели.

Фактор «Навыки работы в команде» свидетельствует о наличии таких свойств как стремление к сотрудничеству, умение выстраивать продуктивные межличностные отношения, брать на себя ответственность за групповой результат, эффективно распределять роли в команде. Высокие оценки соотносятся с поведением членов группы, направленным на кооперацию, объединение и мобилизацию усилий членов группы, стремлением к поддержанию благоприятного психологического климата внутри группы. Низкие оценки характерны для людей, отличающихся высокой конкурентностью, доминантностью, неумением объединять усилия людей и эффективно взаимодействовать в команде.

На основании сравнения среднегрупповых значений по заданным параметрам до начала занятий в группе психологического тренинга и после окончания занятий, были сделаны выводы о состоянии тренируемых качеств.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Время как ресурс развития личности
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Процесс каузальной атрибуции
Классификация стратегий вербального утешения
Вернуться к списку публикаций