2009-06-02 16:54:52
ГлавнаяПедагогика и психология — Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров



Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров


Технология диагностики сформированности личностных качеств в ходе социально-психологического тренинга. Результаты исследования эффективности социально-психологического тренинга развития лидерских качеств были проанализированы автором и использованы для дальнейшего совершенствования цикла тренингов развития лидерских качеств студентов, обучающихся по специальности «менеджмент».

Одним из направлений исследований при решении вопроса о методическом обеспечении разработки социально-психологических тренингов развития лидерских качеств явилась разработка методики оценки эффективности психологического воздействия с целью развития лидерских качеств.

Необходимой предпосылкой эффективности социально-психологического тренинга развития лидерских качеств является его разностороннее диагностическое обеспечение, которое поможет раскрыть его социально-психологические механизмы. С целью исследования и оценки эффективности воздействия на формирование лидерских качеств в ходе социально-психологического тренинга автором были отобраны психодиагностические методики, способные предоставить объективную информацию о динамике развития и сформированности личностных качеств, разработано психологическое интервью, направленное на выяснение субъективной оценки участниками личностных изменений, которые произошли в результате прохождения ими серии социально-психологических тренингов.

Групповой процесс охватывает три основных сферы личности - когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Данная концептуальная модель применяется в качестве методологической основы при апробации системы эмпирических критериев эффективности деятельности социально-психологического тренинга. Выбранные методики соответствуют целям анализа изменений в каждой из этих сфер. Особенно важна при этом роль диагностики как многофункционального инструмента оценки тренером условий начала работы с группой.

В качестве психодиагностических методик для выявления лидерского потенциала и исследования личностной динамики применялись:

а) MMPI;

б) Личностный дифференциал (ЛД) (Е.Ф. Бажин и A.M. Эткинд);

в) Семантический дифференциал (Петренко В.Ф.);

г) Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 P.F., форма «С»).

Выбор именно этих методик объясняется рядом их особенностей:

MMPI

Психодиагностическая методика MMPI применялась на начальном этапе при отборе участников социально-психологических тренингов, прежде всего с целью определения личностных свойств индивидов, в том числе отражающих лидерский тип личности и актуальное состояние, которое в значительной степени определяется индивидуальным типом реагирования на различные стимулы.

При оценке профиля MMPI анализировались показатели силы, стеничности, коммуникативности, которые характеризуют лидерский тип личности. По данным MMPI - это повышенные 4-я и 9-шкалы, отражающие высокий уровень притязаний, преобладание мотивации достижения, высокую самооценку и уверенность в себе, оптимизм и жизнелюбие, общую высокую активность при низкой 0-й шкале (коммуникабельность), а умеренно повышенная 6-я шкала в профиле необходима, чтобы помимо авторитарности проявлялись и такие качества как тенденция к систематизации, чувство соперничества, упорство в достижении цели, умение заразить окружающих своей увлеченностью и повести их за собой.

Стандартизированный многофакторный личностный опросник MMPI, адаптированный и модифицированный тест MMPI (сокращенный вариант - 377 утверждений) в классическом варианте предназначен для диагностики эмоциональных особенностей личности, мотивации, индивидуального стиля межличностного поведения и познавательной сферы, и является общепсихологической, даже личностной, а не социально-психологической методикой. Но в то же время, поскольку изначально методика была задумана как тест, дифференцирующий норму от патологии, на начальном этапе на основе анализа индивидуальных профилей проводился отбор кандидатов. Студентам, имеющим акцентуированные профили того или иного типа, предлагалось пройти индивидуальный курс психокоррекции, так как СПТ развития лидерских качеств не ставил перед собой психокоррекционные задачи. MMPI характеризуется следующими особенностями:

- разработаны нормы и стандарты, а также имеются данные по валидности и надежности опросника;

- данные методики в своей основе имеют достоверную математическую базу;

- методика хорошо теоретически и психометрически обоснована.

Личностный дифференциал (ЛД)

Методика ЛД была разработана на базе современного русского языка. Она отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. ЛД представляет собой компактный и валидный инструмент изучения определенных свойств личности, её самосознания и самооценки. Область применения ЛД достаточно широка: это и клинико-психологическая, и психодиагностическая работа, и социально-психологические исследования. ЛД прост в заполнении и в обработке результатов и может использоваться для экспресс-диагностики в ходе проведения социально-психологических тренингов.

Данная методика позволяет решать поставленные в исследовании задачи, она представляет в формализованном виде информацию о субъективной оценке индивидом собственных личностных качеств и их изменений вследствие тренинга. ЛД может быть предъявлен в начале и в конце занятий, или в начале, в конце и спустя какое-то время.

Во время работы с ЛД испытуемому предъявляется набор биполярых шкал, каждая из которых образована парой прилагательных-антонимов, являющихся личностными качествами или терминами: сильный - слабый, активный - пассивный и т.д. Испытуемый должен оценить степень соответствия стимула тому или иному полюсу каждой шкалы по семибальной системе. Если одно из двух противоположных значений признака обозначить как X, а другое как -Y, то семь делений по шкале могут быть интерпретированы как:

-3 весьма выраженное;

-2 выраженное;

-1 немного заметное;

0 среднее между X и Y;

1 немного заметное;

2 выраженное;

3 весьма выраженное.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Реализация модели благотворительного ясли - сада
Вернуться к списку публикаций