2009-06-02 16:54:52
ГлавнаяПедагогика и психология — Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров



Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров


Разработка основ и выбор методов диагностики сформированности лидерских качеств в ходе социально-психологического тренинга должна основываться на определенных положениях.

Концептуальная модель анализа развития лидерских качеств средствами социально-психологического тренинга. Рассматривая проблему определения эффективности социально-психологического тренинга развития лидерских качеств, автор исходила из следующего:

- Оценка эффективности психологического воздействия требует, прежде всего, четкого определения метода, который в нем применяется. Основным методом развития лидерских качеств определен социально-психологический тренинг. Корпоративный тренинг продаж является сопутствующим для развития лидерства в торговых компаниях.

- При использовании того или иного метода должна быть соблюдена определенная процедура. В процессе внедрения социально-психологических тренингов в образовательную программу в вузе была разработана оригинальная процедура ведения занятий.

- Число участников групп данного типа должно быть статистически значимым. Социально-психологический тренинг развития лидерских качеств прошли 14 групп (210) человек.

- Изучение эффективности следует проводить на гомогенном материале. Группы социально-психологического тренинга включали в себя лиц, принадлежащих к одной образовательной категории - студенты 3-4 курсов ФРИДАС.

- Оценка эффективности воздействия в процессе социально-психологического тренинга должна быть независимой от влияния мнения психологов, их проводящих. Применение стандартизированных психодиагностических методик с последующей автоматизированной статистической обработкой позволяет повысить уровень достоверности и объективности оценки результатов.

- Необходимо учитывать личностные особенности участников тренинговых групп, степень выраженности у них черт, особенностей, известных как прогностически благоприятные или неблагоприятные для развития лидерских качеств. Тренинговые группы в институте создаются по результатам периодических психодиагностических обследований студентов, что позволяет психологу провести предварительный анализ психологических особенностей участников группы.

- Для оценки эффективности воздействия на формирование лидерских качеств необходимо сравнение непосредственных и отдаленных результатов.

- Необходимо учитывать особенности жизни участников тренинговых групп после окончания работы группы, возможные влияния (положительные или отрицательные) на результат воздействия семьи, ближайшего окружения, сложившейся вокруг обстановки. Выполнению данного положения способствует проведение беседы и психологического интервью.


В условиях группового тренинга возможности контроля над психологическими переменными значительно затруднены, так как в группе расширен диапазон интерперсонального взаимодействия.

Возможно, приведенный список требований к оценке эффективности психологического воздействия не исчерпывает этот вопрос полностью. Включение в процесс психологического воздействия группы как социально-психологической целостности приводит к появлению ряда новых переменных, свойственных только группе. В то же время групповой процесс сам по себе является активным воздействующим фактором, вызывающим определенную динамику личностных изменений. Оценка результатов групповой работы носит всегда индивидуализированный характер.

Поэтому, говоря об эффективности воздействия в ходе социально-психологического тренинга развития лидерских качеств и навыков, необходимо учитывать два аспекта: индивидуально-психологический и социально-психологический в объективных и субъективных оценках.

Критерии, по которым мы можем оценить эффективность влияния социально- психологического тренинга на формирование лидерских качеств должны удовлетворять следующим требованиям:

- Критерии оценки должны достаточно полно охарактеризовывать динамику развития лидерских качеств.

- Происходящие изменения осознаются индивидом в той или иной степени, поэтому очень важным представляется получение объективной оценки имеющейся динамики. Такая оценка будет свидетельствовать об уровне рефлексии и самосознания. Очень важно получить объективные подтверждения имеющихся изменений для выявления истинной картины динамики и адекватности изменений.

Были выделены также несколько критериев, которые могут служить показателями «глубины» психологического воздействия. При проведении социально-психологического тренинга развития лидерских качеств, прежде всего, достигается определенная степень осознания участниками важности обладания такими качествами как самопонимание, рефлексия, умение налаживать межличностные взаимоотношения и уровень их развития.

Некоторые участники тренинга говорили о том, что раньше они даже и не подозревали о важности для эффективного лидерства тех качеств, которые мы поставили целью развивать в цикле социально-психологического тренинга, о том, что некоторые их слова, поступки, манера поведения могут производить негативную реакцию на других участников, не говоря уже о нежелании следовать за этим человеком. Изменилось представление студентов о том, что такое лидерство, какими качествами должен обладать эффективный лидер, о связи между лидерами и последователями, о роли межличностной коммуникации во взаимоотношениях между ними. Динамика степени осознания своей роли в формировании взаимоотношений, многих психологических барьеров, мешающих проявлению тех или иных качеств, психологических механизмов приняты нами в качестве первого критерия оценки эффективности социально-психологического тренинга развития лидерских качеств.

В результате воздействий в ходе социально-психологического тренинга должна происходить реализация участниками нового опыта, открытие в себе зон ближайшего самосовершенствования личностных характеристик и навыков на пути становления себя как лидера. В ходе тренингов также наблюдается изменение системы отношений участников. Перестраивается отношение к себе, межличностные отношения. Это, в свою очередь, должно приводить к расширению диапазона поведенческих стратегий, применяемых в ситуациях лидерства, либо подчинения, осознания социальной миссии, ответственности за свои выборы, принятие решений более полно реализовывать свой потенциал, в том числе с помощью применения новых знаний о том, какие механизмы влияния. Используют эффективные лидеры в жизни, на работе, в учебе. В качестве второго критерия рассматривались такие объективно регистрируемые параметры, как результаты психодиагностического обследования выраженности таких качеств как социальная сен- зитивность, креативность, социальные навыки или навыки работы в команде.

В качестве третьего критерия использовалась субъективно и объективно определяемая степень изменений, произошедших в жизни участников. Поскольку нас интересует не только процессуальный характер социально-психологического тренинга, само по себе воздействие на формирование лидерских качеств и навыков, а продуктивный характер тренингового воздействия, т.е. насколько были достигнуты поставленные цели.

Таким образом, определение требований и критериев оценки результатов, полученных в ходе социально-психологического тренинга, позволяет конкретизировать направление (вектор) самой оценки, методически обеспечить процедуру оценки и получить достаточно структурированные результаты.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров
Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования
Индивидуальный стиль деятельности
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
Процесс каузальной атрибуции
Вернуться к списку публикаций