2009-06-02 16:47:33
ГлавнаяПедагогика и психология — Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров



Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров


Окно «Джогари» показывает, что самораскрытие в группе увеличивает объем ин формации «обо мне», имеющейся у других. При этом уменьшается «скрытая область» и увеличивается «арена». Уменьшается и «слепое пятно», то есть часть моего неизвестного становится достоянием других. Дальнейший процесс может быть полезен только в случае доброжелательности и доверия в группе. Ведь в «неизвестном» могут оказаться не только мои достоинства, но и мои слабые места. Если доверие и взаимопомощь стали групповой нормой, любое слабое место может быть расценено как возможность роста и совершенствования. В процессе получения обратной связи человек, в «неизвестное» которого проникли другие, может получить информацию о том, чего он раньше не знал. Тогда другие помогают ему уменьшить его «слепое пятно» и проникнуть самому в свое «неизвестное». Если в группе не создана атмосфера понимания и поддержки, участники группы создают видимость общения и взаимодействия, полагаются на жесткие ролевые структуры. На ранних стадиях развития группы для участников характерны защита образа (имиджа) собственного «Я», стремление сохранить представление о его значимости, стремление избежать открытого проявления чувств и конфликта, поиск одобрения у других членов группы и попытки дать им совет и принять за них решение. Для того, чтобы этого не произошло, тренером используются основные способы, позволяющие создать доверительную атмосферу в социально-психологическом тренинге: - замена оценивающей, осуждающей коммуникации на описательную.

В процессе групповых занятий участники постоянно получают от окружающих и возвращают им обратную связь - сведения относительно того, как каждый участник воспринимается другими. Возникающие чувства могут быть как позитивными, так и негативными, но главное требование тренинга таково, что выражение этих чувств должно происходить в терминах ощущений, а не оценок. Если один из участников говорит: «Я почувствовал, что моя проблема его (напарника по игре) не интересует», вместо того, чтобы сказать «Его равнодушие к моей проблеме возмутительно», то дальнейшее обсуждение может идти по пути исследования и осмысления, а не по пути нападения и защи ты. Это приводит к возможности использования следующего способа: - переориентация контролирующего и управляющего поведения по отношению к другим на совместное решение проблем и сотрудничества.

Таким образом, социально-психологические тренинги, которые студенты проходят на первых двух курсах обучения являются великолепной стартовой площадкой для тренингов развития лидерских качеств, потому что:

во-первых, эффективная работа социально-психологического тренинга развития лидерских качеств предполагает некоторый уровень личностной проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути, человек должен видеть мир как новую возможность, а не как отражение собственных проблем;

во-вторых, очень трудно вести социально-психологическую работу, когда участники начинают «впадать» в клиентскую позицию, запрашивать психотерапевтической помощи даже на разминочных упражнениях, когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что видят не их, а отражение в их поведении своих личных неотреагированных переживаний.

На первых двух тренингах участники имеют возможность проработать свои актуальные личностные проблемы, получить опыт общения в группе, построения отношений, взаимопонимания. Поэтому к третьему курсу все студенты прекрасно знают, что такое социально-психологический тренинг, какие огромные потенциальные возможности и в то же время разумные ограничения он имеет.

Самым важным условием, которое неукоснительно соблюдается в процессе формирования групп социально-психологического тренинга развития лидерских качеств, является добровольный характер участия в тренингах. Посещение серии тренингов в «Школе Лидера» является следствием осознанных решений самих студентов, принятых на основе полученного опыта участия в предыдущих группах и на основе информации, предоставляемой психологами-практиками о том, чему будут посвящены эти тренинги, в каком режиме они будут проходить, какие качества и навыки будут отрабатываться и какие реальные результаты можно будет ожидать от этих тренингов. Психологами института, в том числе автором исследования, принимается за аксиому утверждение о том, что ни в коем случае нельзя принуждать человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать качества и отрабатывать определенные навыки и способности, потому что это может нанести вред психическому здоровью участников.

Но даже со студентами, желающими принять участие в тренингах, а таких бывает всегда очень много, мы проводим беседу для того, чтобы предоставить всю необходимую информацию, рассказываем о целях и задачах тренинга, о необходимости занимать активную жизненную позицию для овладения навыками, открывать перед другими участниками свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. И уже после того, как каждый человек честно ответит самому себе на вопросы, нужно ли ему это, готов ли он к этому, мы приступаем к набору и комплектованию групп социально-психологического тренинга развития лидерских качеств.

Вопрос о выборе методов и форм организации и проведения социально-психологического тренинга решился не сразу. До того, как была выработана окончательная форма проведения тренингов, нами было проведено множество пробных экспериментов, нацеленных на выявление оптимальных методов, соответствующих поставленной цели, задачам социально-психологического тренинга и отсев неподходящих форм взаимодействия тренера и студентов. Результатом подобных экспериментов стала предложенная ниже концепция или модель социально-психологического тренинга развития лидерских качеств под названием «Школа Лидера», которая активно внедряется и применяется во Франко-Российском институте делового администрирования и может служить достойным примером разработок в данном направлении. «Школа Лидера» включает в себя прохождение студентами социально-психологических тренингов трех ступеней:

I ступень - СПТ развития сензитивности или сензитивных способностей;

II ступень - СПТ развития креативности;

Ill ступень - СПТ развития навыков работы в команде.

Оптимальный объем социально-психологического тренинга составляет от 24 до 40 часов. Оптимальная продолжительность рабочего дня - 8-10 часов. Тренинги проводятся в форме выездных сессий на базе отдыха в специально отведенные дни, обычно выходные. Такая форма проведения тренингов была признана наиболее эффективной и адекватной поставленным целям и задачам исходя из следующих соображений. Многие авторы утверждают, и наш опыт подтверждает, что активное обучение лидерским навыкам предполагает интенсивное погружение в тренинговую реальность, проживание полноценного опыта. Проведение тренинга в течение трех дней подряд позволяет развивать, отрабатывать и оттачивать лидерские качества и навыки в режиме реального времени путем получения опыта в действии, в непосредственной деятельности. Также у тренера есть возможность распустить группу вечером в незавершенном состоянии. Это бывает очень полезно для группового и личностного роста. Во-вторых, форма проведения тренингов в режиме групп встреч, собирающихся на несколько часов после основных учебных курсов была признана неэффективной, потому что зачастую в конце рабочего дня участники приходили с запросом на снятие усталости, релаксационные упражнения, избавление от стресса, что не соответствовало заявленным целям с точки зрения освоения лидерских качеств.

Форма занятий на тренингах предполагает использование активных методов обучения, в которых информационный материал не имеет формы лекций. Он преподносится небольшими частями по 10-20 минут. Практические занятия также распределяются по всему курсу и включают участие в дискуссиях, видеотренинги, отработку конкретных навыков и приемов саморегуляции и коммуникации, самостоятельную тренировку. Поэтому в программе нет разделения на лекции, практические и самостоятельные занятия.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
К проблеме развития творческого мышления будущего учителя
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Об ассоциальном влиянии ролевых компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования
Вернуться к списку публикаций