2009-06-02 16:47:33
ГлавнаяПедагогика и психология — Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров



Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров


Специалистами-психологами Франко-Российского института делового администрирования в г. Обнинске была предпринята попытка комплексного решения проблемы подготовки эффективных лидеров. Приступая к теоретической разработке и экспериментальному внедрению качественно нового подхода к практическому обучению студентов, мы исходили из утверждения о том, что формирование качеств лидера будет проходить более успешно, если:

- оно будет рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений деятельности вуза;

- активное психологическое воздействие с целью формирования личностных качеств и структуры социальных навыков эффективного лидера будет проходить не эпизодически, а на протяжении всего периода обучения студентов в вузе.

В связи с этим логика построения учебных курсов, направленных на развитие лидерских качеств менеджера и отработку практических навыков, подчинена соблюдению двух вышеназванных условий и несет в себе принцип преемственности, который означает, что каждая программа разрабатывается и строится исходя из потребностей учебной практики и с учетом предыдущего опыта проведения социально-психологических тренингов.

Активное погружение студентов в атмосферу социально-психологических тренингов начинается с первых дней их обучения в вузе. В учебной программе тренинг, продолжительностью 20 часов, называется «Введение в специальность» и преследует следующие цели:

- познакомить студентов с активной практической формой обучения - социально-психологическим тренингом;

- облегчить процесс образования коллектива студентов, в котором они будут учиться на протяжении последующих лет, познакомить ребят друг с другом;

- помочь осознать студентам в процессе ролевых игр, моделирования реальных ситуаций всю сложность и вместе с тем практическую значимость той профессии, которой они будут обучаться.

Такое введение студентов в специальность способствует большему эмоциональному включению их в процесс обучения на самых ранних этапах, формированию активной жизненной позиции, введению в проблематику управления, лидерства, влияния, установления доверительных межличностных отношений на собственном опыте. Этот тренинг является первым вводным занятием подобного плана, служит целям психологической подготовки студентов - будущих менеджеров и является обязательным для прохождения всеми студентами.

На втором курсе обучения со студентами проводится второй тематический социально-психологический коучинг «Эффективная деловая коммуникация» продолжительностью 20 академических часов. Этот тренинг тоже является обязательным курсом в рамках учебной программы и подчинен общей логике построения образовательных курсов, проходящих в режиме активного психологического обучения. На этом тренинге уже более прицельно отрабатываются навыки эффективной деловой коммуникации и взаимодействия, вне эффективности которых невозможно освоение специальности «менеджмент». Цель этого тренинга - развитие общей компетентности в рамках делового общения. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

- развитие навыков установления контакта и взаимодействия с окружающими людьми;

- освоение методов эффективного приема и передачи информации;

- развитие навыков самопрезентации, ораторских навыков, концентрации внимания на интересах слушателей;

- отработка навыков выстраивания эффективной поведенческой стратегии в ситуациях общения с различными типами людей; s развитие навыков ведения переговоров.

Опыт, полученный на этих тренингах, по отзывам самих студентов, является важной и необходимой составляющей их практического обучения искусству менеджмента, общения и взаимодействия с людьми, заставляет задуматься о проблеме саморазвития и дальнейшего самообучения, запускает механизмы внутренних изменений.

Личностные изменения происходят в течение всего срока работы группы, начиная с первого занятия. Наиболее значительным и эффективным моментом, определяющим процесс личностной динамики, является то, что участники раскрывают для себя (осознают) то, как они воспринимают события, и то, как они действуют в предлагаемых ситуациях. Это процесс хорошо иллюстрируется моделью раскрытия себя другим в группе, названной «Окно Джогари» (авт. Дж. Лафт, Г. Инграм).

Осознание своего «Я» происходит при следующих условиях:

- осознание участниками того, как он воспринимается другими («каким меня видят другие»);

- осознание собственных стратегий и тактик, применяемых при общении длительное время («как я воспринимаю себя»);

- осознание мотивов, лежащих в основе того или иного поведения («почему я общаюсь именно так»);

- понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения («каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения»).

В соответствии с этой моделью каждый человек несет в себе четыре «пространства» своей личности:

Первое - «арена» - охватывает те аспекты поведения, о которых знает и индивид, и знают о нем другие.

Второе - «скрытая область» - это то, что индивид о себе знает, а другие нет.

Третье - «слепое пятно» - состоит из того, что другие знают об индивиде, а он о себе не знает.

Четвертое - «неизвестное» - то, что скрыто от индивида и от других, включая скрытые потенциальные возможности его развития.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Индивидуальный стиль деятельности
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
О возможности экспертной психодиагностики серийных маньяков-убийц
К проблеме развития творческого мышления будущего учителя
Вернуться к списку публикаций