2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Общая педагогика



Общая педагогика


Содержание

  1. Дидактические системы
  2. Педагогические технологии и инновации
  3. Концепции и технологии обучения
  4. Сущность проблемно-развивающего обучения
  5. Цели процесса проблемно-развивающего обучения
  6. Содержание образования
  7. Формы проблемно-развивающего обучения
    1. Структура урока
    2. Типология уроков
    3. Примерная схема поурочного планирования
    4. Правила подготовки и организации урока
    5. Примерная схема анализа урока
    6. Аспектные виды анализы урока
    7. Системные свойства урока
    8. Нестандартные уроки
  8. Методы обучения
    1. Понятие метода обучения
    2. Классификация методов обучения
    3. Система методов проблемно-развивающего обучения
    4. Монологический метод обучения
    5. Показательный метод обучения
    6. Диалогический метод
    7. Эвристический метод
    8. Исследовательский метод
    9. Алгоритмический метод
    10. Программированный метод
    11. Выбор методов обучения
  9. Компьютерные средства обучения
    1. Взаимосвязь компьютера с основными компонентами педагогического процесса
  10. Принципы проблемно-развивающего обучения
    1. Что такое принцип?
    2. Принцип проблемности
    3. Принцип мотивации
    4. Взаимосвязь принципов дидактики
  11. Основные категории педагогической конфликтологии
    1. Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса
    2. Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации
    3. Динамика конфликта
  12. Стили поведения в ситуациях разногласия
    1. Стиль конкуренции (соперничества)
    2. Стиль уклонения (ухода)
    3. Стиль приспособления
    4. Стиль сотрудничества
    5. Стиль компромисса
    6. Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
  13. Технология управления конфликтными ситуациями
    1. Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
    2. Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников
    3. Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
    4. Моделирование педагогических конфликтных ситуаций

Для активизации конструктивной мотивации конфликта возможно применение серии иных приемов, например, расслоение участников дискуссии на микрогруппы с последующей взаимной критикой альтернативных решений. При таком переносе содержательного конфликта в межгрупповую сферу у ведущего появляется возможность возвратить участников к основанию проблемы и рассмотреть ее заново, стимулировать желание отстоять их собственное мнение, получить признание, самоутвердиться. Для того, чтобы управлять развитием созданного познавательного конфликта, с целью предупреждения эмоциональных конфликтов, в моменты наивысшего накала страстей при конфронтации мнений учителю рекомендуется: 1) прервать обсуждение и дипломатично обобщить результаты; 2) предложить письменно-графическое решение проблемы разными микрогруппами; 3) предоставить слово более флегматичным учащимся; 4) отобрать экспертов для оценки каждого из предлагаемых решений.

В условиях факультативных занятий, материалом для которых может послужить, любое литературное или публицистическое произведение достаточно ярко описывающее выраженное разногласие, а также биографический материал участников, возможна целенаправленная выработка умений и навыков конструктивного конфликтного взаимодействия. Здесь моделирование конфликтных ситуаций осуществляется с помощью следующих приемов: а) драматизация конфликта; б) управление конфликтом; в) “третий нелишний”. Остановимся подробнее на этих приемах.

Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде старшеклассников. Психологи рекомендуют следующее трехэтапное использование техники драматизации конфликта.

На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом в случае если оппонент протестует против исполнения его роли кем-то другим (а это бывает часто, потому что изображение “ущемленным” “зажимщика” обычно носит выраженный гротесковый характер), ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а опять-таки с “актером”. Явная идеализация собственных действий со стороны “зажимщика” вызывает протест “ущемленного”, и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.

На этом этапе “виновник” конфликта сам играет роль “ущемленного”, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с “актером”, который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны “ущемленного”, который считает, что его действия также явно шаржированы. После этого ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим “зажимщика” “актером”. Явная идеализация “ущемленным” собственных действий порождает протест у “виновника” разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается третий этап драматизации конфликта.

На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения “недовольным” роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения “зажимщика”. “Зажимщик” далее сам представляет, как именно “недовольному” следовало бы поступать в ситуации. После чего любой желающий из участников занятия также демонстрирует свои формы реагирования.

Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение противоречия, сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, что, несомненно, вносит вклад в развитие гибкости их ума и мотивации конфликта. Это способствует переводу школьников на более высокий уровень развития конфликтогенности. Однако для достижения этого результата учителю необходимо в моделировании конфликтных ситуаций руководствоваться важнейшими принципами драматизации:1) отказ от рассказа в угоду показа; 2) перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо (“актера”); 3) обмен ролями партнеров по разногласию; 4) активное привлечение аудитории для игрового воспроизведения конфликта и совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Управление конфликтом. Из числа участников занятий выбирается жюри. Два человека разыгрывают разногласие, последовательно применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, предложенные психологами (7).

1. Определение необходимости обострения конфликта. Это происходит во время ответа на вопросы (ответы можно давать вслух или записывать, обсуждать их нельзя): а) возможно и желательно ли устранение противоречия? б) если да, то нет ли мирных средств для его разрешения? в)если нет, то хватит ли сил на то, чтобы выиграть конфликт? г) если нет, то как долго он может длиться (это нужно, чтобы знать, как выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил)?

2. Полный контроль за своим конфликтным эмоциональным состоянием.

3. Анализ подлинных причин конфликта.

4. Локализация конфликта, т.е. установление его четких границ, максимальное стремление к сужению области противоречия.

5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении “противной” стороны.

6. Переформулирование аргументов оппонента, выделении в них опорных смысловых моментов.

7. Достаточная активность, которую можно сохранять, задавая: а) эмоциональный тон отношений (“Давай-ка говорить спокойно”); б) тему разговора (“Мы не о том говорим, вернемся к ...”); в) языковой стиль (без грубости и пошлости); г) роли и степени строгости правил игры (в конфликт можно и должно играть, разрешая противоречие в виде подобия театрального действия с оговоренными ролями и амплуа).

Выполнение упражнения обязательно оценивается и обсуждается по всем семи пунктам, составляющим управление конфликтом.

“Третий нелишний”. Главным действующим лицом здесь выступает не кто-то из конфликтующих, а “третейский судья” - человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого “косвенного разрешения конфликта”, предложенные психологами:

- принцип выхода чувств (предоставление возможности беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции);

- принцип эмоционального возмещения (действенного сочувствия неправому (а неправы обычно оба), которое чаще всего приводит к раскаянию);

- принцип авторитетного третьего - использование обоюдоизвестного и уважаемого ими лица в качестве “посланца доброй воли”;

- принцип принудительного слушания (когда “третий” предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они повторят последнюю реплику, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они не слышат друг друга, и это снижает накал страстей);

- принцип обмена позициями (тот же “авторитетный третий” предлагает враждующим поменяться местами и от имени друг друга продолжать ссору);

- принцип расширения духовного горизонта спорящих ( за счет записи ссоры на магнитофон).

Качество выполнения упражнения оценивается и обсуждается. Таким образом, вовлечение в различные упражнения и ролевые позиции школьников позволяет педагогу реализовать педагогические цели развития их уровня конфликтогенности в процессе организации, проведения, управления и моделирования конфликтных ситуаций как на уроке (познавательное общение), так и во время факультативных занятий.

Список использованной и рекомендуемой литературы


1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - М., 1989.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1990.

4. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1991.

6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. - М., 1994.

7. Конфликтология: Лекции /Сост. С.А. Войтова, Е.Н. Зубань. - Л., 1992.

8. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. - М., 1992.

9. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М., 1994.

10. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителей // Вопросы психологии. 1988. №1.

11. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 1993.

12. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 1992.

13. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.


Вопросы и задания

1. Спpогнозиpуйте ситуации, в котоpых будет эффективно пpименение стиля конкуренции; укажите условия, наличие котоpых сделает пpименение этого стиля эффективным.

2. Как лучше уклониться от конфликтной ситуации?

3. Определите педагогическую позицию по отношению к конфликтам.

4. Что понимается под управлением конфликтной ситуацией в учебно- воспитательном процессе?

5. Раскройте содержание термина “конфликтогенность”.

6. Какие признаки конфликтогенности выделяются в основных сферах индивидуальности школьника?

7. Дайте характеристику уровней развития конфликтогенности.

8. Перечислите средства диагностики конфликтогенности школьников.

9. В чем состоит задача учителя по предупреждению инцидента в конфликтной ситуации?

10. Назовите основные приемы управления конфликтной ситуацией.

11. Осветите методику моделирования познавательного конфликта в процессе обучения.

12. Какие упражнения на формирование умений и навыков конструктивного конфликтного взаимодействия может использовать учитель на факультативных занятиях?



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718




Интересное:


Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Время как ресурс развития личности
Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Общая педагогика
Вернуться к списку публикаций