2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Общая педагогика



Общая педагогика

Содержание

  1. Дидактические системы
  2. Педагогические технологии и инновации
  3. Концепции и технологии обучения
  4. Сущность проблемно-развивающего обучения
  5. Цели процесса проблемно-развивающего обучения
  6. Содержание образования
  7. Формы проблемно-развивающего обучения
    1. Структура урока
    2. Типология уроков
    3. Примерная схема поурочного планирования
    4. Правила подготовки и организации урока
    5. Примерная схема анализа урока
    6. Аспектные виды анализы урока
    7. Системные свойства урока
    8. Нестандартные уроки
  8. Методы обучения
    1. Понятие метода обучения
    2. Классификация методов обучения
    3. Система методов проблемно-развивающего обучения
    4. Монологический метод обучения
    5. Показательный метод обучения
    6. Диалогический метод
    7. Эвристический метод
    8. Исследовательский метод
    9. Алгоритмический метод
    10. Программированный метод
    11. Выбор методов обучения
  9. Компьютерные средства обучения
    1. Взаимосвязь компьютера с основными компонентами педагогического процесса
  10. Принципы проблемно-развивающего обучения
    1. Что такое принцип?
    2. Принцип проблемности
    3. Принцип мотивации
    4. Взаимосвязь принципов дидактики
  11. Основные категории педагогической конфликтологии
    1. Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса
    2. Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации
    3. Динамика конфликта
  12. Стили поведения в ситуациях разногласия
    1. Стиль конкуренции (соперничества)
    2. Стиль уклонения (ухода)
    3. Стиль приспособления
    4. Стиль сотрудничества
    5. Стиль компромисса
    6. Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
  13. Технология управления конфликтными ситуациями
    1. Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
    2. Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников
    3. Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
    4. Моделирование педагогических конфликтных ситуаций

Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников

Целостность, оптимальность, эффективность и результативность как основные признаки педагогической технологии обеспечиваются рядом условий. Одним из обязательных справедливо считается знание учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Технология управления конфликтными ситуациями предусматривает диагностику конфликтогенности школьников. Диагностика исходного уровня этого интегративного свойства индивидуальности составляет одно из условий оптимальности рассматриваемого вида педтехнологии.

К средствам выявления исходного уровня развития конфликтогенности относятся: метод тестирования, метод наблюдения, метод диагностической беседы, анкетирование.

Методы тестирования включают тест “Незаконченные предложения” и тест Томаса.

Тест “Незаконченные предложения” выявляет уровень развития признаков конфликтогенности в основных сферах индивидуальности. Каждому данному на продолжение высказыванию соответствует тот или иной признак. Далее в таблице показано это соотношение.


Таблица 3

Соотношение незаконченных предложений с признаками конфликтогенности


Незаконченное предложение

Диагностируемый в основных сферах признак

1. Я считаю, что конфликт - это...

Адекватное понимание конфликта (осознание реального противоречия)

2. Когда я вижу, что человек неправ, то...

Гибкость ума, внимание к условиям конфликта

3. На конфликт со взрослым меня толкают следующие чувства ...

Эмоциональный фон конфликта

4. Я пойду на открытое столкновение с человеком, потому что ...

Мотивы конфликтного поведения

5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, так как...

Тенденция избежания конфликта

6. Я думаю, что жить без конфликтов можно и нужно, так как ...

Отношение к эмоциональным конфликтам

7. Я думаю, что прожить без конфликтов невозможно, так как...

Отношение к деловым конфликтам


Обработка. Высказывания учащихся интерпретируются по таблице типичных высказываний.


Таблица 4

Типичные высказывания учащихся к тесту “Незаконченные предложения” на выявление уровня развития конфликтогенности


Предложения теста

Типичные высказывания по уровням развития (видам мотивации)

Низкий (деструктивная)

Средний (непродуктивная)

Высокий (конструктивная)

1. Я считаю, что конфликт - это...

Недовольство кем-то или чем-то, люди ругаются, ссорятся

Непонимание друг друга; ссора; несовпадение идей

Разногласия между людьми; столкновение разных мнений

2. Когда я вижу, что человек неправ, то ...

Я скажу все, что о нем думаю; я прямо говорю ему об этом

Пытаюсь объяснить, но если не получается, то просто замолкаю

Прежде, чем высказать свое мнение, объясню, в чем, по-моему, он ошибается

3. На конфликт со взрослым меня толкают следующие чувства ...

Когда я злюсь; меня они бесят; когда меня задевают

Когда они меня чем-то обидели или оскорбили

Ущемленное чувство собственного достоинства

4. Я пойду на открытое столкновение с человеком, потому что ...

Человек тупо настаивает на своем; меня обвиняют в том, что я не делал; меня не понимают

Меня как-то унизили; не хотят меня понять

Человек представляет опасность для меня и окружающих

5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, так как ...

Вряд ли я постараюсь это сделать; не буду стараться избегать

Не люблю ссориться и ругаться; боюсь оказаться в трудном положении

Не хочу портить себе настроение; партнер обидчив; есть дела поважнее

6. Я думаю, жить без конфликтов можно и нужно, так как ...

Это сохраняет нервную систему

Это сохраняет хорошее настроение

Любые проблемы можно решить мирным путем

7. Я думаю, что прожить без конфликтов нельзя, так как ...

Это разрядка отрицательных эмоций

Я так не думаю

Сколько людей, столько мнений; иногда надо и защищаться


С помощью теста Томаса ( См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1995. - С. 289 - 291) оказывается возможным определить предпочитаемый учащимся стиль поведения в ситуациях разногласий. Данные теста дополняют выявленный тестом “Незаконченные предложения” уровень развития конфликтогенности.

Наблюдение. Примерная программа наблюдения:

1. Настроение школьника на уроке (в основном хорошее, спокойное, равнодушное, угнетенное, тревожное, тягостное и т.п.).

2. Типичные ситуации, при которых учащийся испытывает неуверенность в себе, беспокойство (опрос, участие в дискуссионных и проблемных формах обучения, контрольная работа и т.п.).

3. Участие в конфликтных ситуация (никогда ни с кем не конфликтует, является инициатором предметных конфликтов, создает беспочвенные конфликтные ситуации и т.п.).

4. Объект конфликта, в котором участвует школьник, (несправедливые действия учителя: заниженная оценка, несправедливое требование и т.п.; непедагогические действия учителя: грубость, жестокость, оскорбление и т.п.; отсутствие педагогических умений: учитель непонятно объясняет, проводит неинтересный урок, не дает высказать собственную точку зрения, навязывает свои идеи и оценки и т.п.; проявление неприязни к учителю и т.п.).

5. Эмоции, сопровождающие конфликтное поведение (нетерпение, гнев, злость, раздражение, обида, воодушевление от предвкушения борьбы, живой интерес к оппоненту, надежда на успех, удовольствие от точно найденной и принятой соперником аргументации ).

6. Формы конфликтного поведения ( молчание, демонстративный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика, едкие замечания; продолжает действовать, как будто ничего не произошло; стремится доказать, что другой человек неправ; ссорится, применяет физическое насилие, призывает на помощь союзников для поддержки, уступает, ищет справедливого исхода, предпочитает выяснять отношения с глазу на глаз, использует разные стратегии в зависимости от условий и т.п.).

7. Виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие школьник (ситуации по поводу внешнего вида, учебной деятельности, отношений; деловые или эмоциональные конфликты).

Диагностическая беседа. Примерные вопросы: 1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу? 2. Много ли у тебя друзей среди одноклассников? 3. Бывают ли у тебя конфликты с учителями? Как часто? 4. Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же? Объясни свое мнение. 5. Если в момент спора ты понимаешь, что неправ, то как поступишь ? 6. Назови “учительские ошибки” и т.д.

Эти вопросы можно использовать и в анкетировании.

Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями

Исследователи (Л. Коузер, 1959 и др.) все конфликты делят на реалистические (или предметные) и нереалистические (или беспредметные). Реалистические вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворенности или несправедливости и имеют целью достижение определенного результата. Нереалистические конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, причиной своей имеют не противоречащие друг другу устремления противников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них.

В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктивная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы - деструктивной. Конструктивная фаза конфликта характеризуется осознанием оппонентами цели, объекта конфликта, средств достижения цели, правильной оценкой собственного состояния, возможностей и способностью на объективную оценку состояния и реакций оппонента.

Выделяются основные группы признаков конструктивной фазы конфликта:

1) стиль ведения разговора - повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы конфликтующих, игнорирование реакции партнера и слабость обратной связи;

2) неречевые характеристики поведения - уход от разговора, прекращение совместной деятельности, ее некачественное выполнение; попытки сгладить отрицательные результаты или последствия деятельности; напряженный самоконтроль поведения; замешательство и т.д. Вместе с тем совместная деятельность, беседа остаются в рамках делового обсуждения, разногласия не приобретают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способом решения проблем превышают некий критический порог и совместная деятельность становится неуправляемой. Эта фаза может быть разбита на две стадии. Психологически первая стадия деструктивной фазы характеризуется: стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет; необоснованностью критических замечаний; пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес. Эти реакции оцениваются оппонентом как личные оскорбления, и далее включаются механизмы активной защиты и противодействия с его стороны.

Вторая стадия деструктивной фазы конфликта характеризуется: повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля; нарушением обратной связи; уходом от проблем, предмета спора и переходом на взаимные оскорбления. На этом этапе участники конфликта не могут вернуться в конструктивную фазу. Процесс становится неуправляемым и необратимым.

В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта. Необходимость управления конфликтными ситуациями объясняется особенностями педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие: профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации; различный социальный статус участников конфликта; разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и поставить на первое место интересы ученика как формирующейся индивидуальности. Все это говорит о необходимости овладения педагогом средствами управления конфликтными ситуациями.

Конечно, не существует общих приемов “правильного” управления конфликтной ситуацией, поскольку ее участники преследуют, как правило, взаимоисключающие цели. В этом смысле возможно лишь предложить способы поведения, направленные на то, чтобы сделать его максимально рациональным; способы, которые призваны сдержать перерастание конфликтных отношений в глобальную конфронтацию. Набор таких действий и их иерархия, предлагаемые разными исследователями конфликта, могут отличаться друг от друга, но в целом они укладываются в некоторую общую схему:

- действия, направленные на предотвращение инцидента;

- действия, связанные с подавлением конфликта;

- действия, дающие отсрочку;

- действия, ведущие к разрешению конфликта.

Последовательно рассмотрим каждое из них.

Предотвращение инцидента. Во-первых, необходимо устранить реальный объект конфликта. Во-вторых, полезно привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо. В-третьих, нужно сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

Подавление конфликта в необратимо деструктивной фазе или беспредметного конфликта. Во-первых, нужно постараться целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих. Во-вторых, необходимо применить систему правил, норм, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу учащимися (эти правила и приемы необходимо заранее разработать). В-третьих, учитель должен создать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют взаимодействию таких учащихся.

Отсрочка конфликта (временные меры, которые помогают ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения): сначала полезно изменить представления конфликтующих школьников об оппоненте, о конфликтной ситуации. Затем полезно снизить значимость объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать объект ненужным и недостижимым.

Разрешение конфликтной ситуации и конфликта. При возникновении ситуации проявить по отношению к школьнику: спокойный тон, терпимость к его слабостям, сочувствие к его положению, участие, постоянно поддерживать обратную связь, быть лаконичным, немногословным, при обращении строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию с его стороны. Поведение учителя на первой (дословесной) фазе беседы должно быть примерно таким: дать ученику выговориться, не пытаться перекричать, перебить; внимательно выслушать; держать паузу, если он проявляет излишнюю эмоциональность, мимикой, жестами показывать, что вы понимаете его состояние; уменьшить социальную дистанцию, например, улыбнуться, приблизиться к нему, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться и т.п.

На второй (словесной) фазе оперативные приемы поведения учителя могут быть, например, такими: сказать о самочувствии, состоянии ученика; обратиться к фактам; признать свою вину, если она есть; показать ему, что вы заинтересованы в разрешении этой проблемы; подчеркнуть общность интересов, целей и задач с учеником; разделить с ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть лучшие качества, которые в нем есть и которые помогут ему самостоятельно справиться со своим состоянием; попросить у ученика совет, как вам поступить с ним, как бы он сам решил свою ситуацию; обещать поддержку; если есть возможность, решить вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.

Существуют специальные оперативные приемы при общении с трудным учеником: повторить самые неразумные слова ученика как бы с недоумением; тактично показать, что он излишне резок (сухое, холодное, формальное обращение, увеличение дистанции, подчеркнутая вежливость); свести проблему к юмористической или сатирической стороне; сказать школьнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации для него; показать, что удовлетворение его стремлений может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит, или отвратить их от него.

В конфликтной ситуации учителю часто приходится делать замечания. На уроке хорошо работает шутка, ирония, розыгрыш. На старшеклассников удачно порой действует замечание, поданное в виде афоризма, высказываний, изречений. Вместо того, чтобы несколько раз раздраженно бросать: “Перестань болтать, прекрати разговоры” и т.п., не лучше ли обратиться с любым подходящим к этому случаю изречением из известных литературных произведений? Таких изречений очень много. Вот, например, некоторые из них, которые помогли бы учителю, не раздражаясь, высказать свое неодобрение поведением ученика на уроке: “Ах, злые языки страшнее пистолета!” Или: “О чем шумите вы, народные витии?”. Или: “Разве я сторож брату моему?”. Можно подойти к занятым посторонней беседой ученикам со словами: “Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить”. Или: “Без тоски, без думы роковой” нельзя нам на уроке находиться и т.п. А, например, в ситуации, когда ученик при ответе на ваш вопрос что-то мямлит, никак не переходит к существу, говорит вокруг да около, можно сказать: “Брось свои иносказанья и гипотезы пустые. На проклятые вопросы дай ответы нам прямые!” Как правило, остроумные замечания ценятся, они запоминаются, да и учитель, меткий на слово, вызывает уважение.

Конечно, учитель должен иметь определенный заранее подобранный запас таких высказываний, и лучше, если при этом они не будут повторяться. Здесь мы остановились на средствах управления конфликтной ситуацией, которая возникает как реальная ситуация в учебном процессе. По своему характеру она является предметной, но не оценивается как существенная. Как правило, вызывается незначительными нарушениями дисциплины (опоздания, отвлекаемость на уроке и т.п.), учебных требований (отсутствие учебных принадлежностей, недостаточная подготовленность домашнего задания и т.п.). Дальнейшее обострение учителем подобной ситуации не имеет смысла. Следовательно, необходимо предпринять предупреждение инцидента разрешением конфликтной ситуации. Более серьезные нарушения дисциплины и учебных требований нацеливают педагога на выработку программы воспитательных действий по отношению к учащемуся, который инициирует конфликтные ситуации, провоцирует учителя на инциденты. Коррекционная программа включает диагностику уровня конфликтогенности, выявление “западания” в развитии основных сфер, организацию самовоспитания школьника.

Моделирование педагогических конфликтных ситуаций

Формирование мотивации учения школьников возможно различными средствами. Каждое средство будет иметь наиболее продуктивную характеристику, если сопровождается хорошо организованным познавательным общением. Активизация учебной деятельности достигается через задаваемые учителем формы индивидуальной и групповой работы: кооперация, конфликт и соревнование. Остановимся на приемах создания познавательного конфликта. Они призваны, с одной стороны, актуализировать интеллектуальный потенциал учащихся, с другой стороны, учить школьников терпимости к противоположному мнению, тренировать умения конструктивного спора.

Эффективность данного средства формирования у школьников продуктивной конфликтогенности зависит от качества моделируемой конфликтной ситуации. Конфликтая ситуация такого рода должна создаваться на актуальном для школьников материале, включать прогноз позиций и реакций лидеров мнений, определение острых и спорных вопросов. Таких “болевых точек” должно быть не более пяти.

Познавательный конфликт естественным образом моделируется в рамках групповых дискуссионных форм обучения. Поскольку дискуссия в принципе невозможна без плюрализма взглядов, отношение к конфликту со стороны педагога не должно быть негативным. Более того, ему надо стремиться задавать его самому - между собой и группой, группой и группой. Для этого рекомендуется использовать следующие приемы: 1) отрицание ведущим (учителем или учащимся) предложенного группой учащихся решения; 2) утверждение, защита, отстаивание ведущим альтернативного решения; 3) имитация непонимания руководителем сути вопроса.

При этом ведущий постоянно просит повторить, разъяснить, детализировать высказываемые мнения. Этим актуализируется стремление школьников обострить конфликтную ситуацию, желание отстоять собственное мнение. Высказанная идея вновь и вновь прорабатывается участниками, отыскиваются более веские аргументы в ее пользу.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718


Интересное:


Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре
Аксиологические основы воспитания
Классификация стратегий вербального утешения
Процесс подготовки менеджеров в высшей школе США
Вернуться к списку публикаций