2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Образовательные тенденции



Образовательные тенденции


Интеграция России в мировое сообщество означает вхождение системы образования в более широкое социокультурное поле, а следовательно, требуется осмысление всей палитры образовательных тенденций.

Обратимся к ведущим тенденциям развития образования в мире, которые раскрываются в докладе, подготовленном специальной комиссией ЮНЕСКО к 50-летию этой международной организации. Вывод, к которому пришла авторитетная группа ученых из 19 стран мира, заключается в том, что основной чертой образования XXI века является новая сверхзадача процесса обучения: педагог (учитель) должен научиться учить тому, чего пока еще не знает сам.

Создание условий для решения такой сверхзадачи может стать реальностью лишь в том случае, если в процессе формирования, содержания и технологий образования будут учтены следующие тенденции: фундаментализация, информатизация, дифференциация, интеграция, плюрализация, инструментализация, аксиологизация. Каждая из обозначенных тенденций уже в большей или меньшей степени присутствует в отечественных образовательных системах разного масштаба, включая масштабы региона, города, школ начальной и средней, гимназии, лицея, университета.

Вместе с тем, реализация каждой из обозначенных тенденций требует научного осмысления, конкретизации проектирования, конструирования и адаптации программ, учебных пособий, но главное - определения общей стратегии, переноса акцента с образования, ставящего во главу угла опору на память учащегося, на образование, предающее особое значение развитию мышления обучающихся. Так, У. Глассер в своей книге «Школы без неудачников» видит главный резерв развития образовательных систем не в том, чтобы развивать вторичную функцию мозга - память, а в том, чтобы развивать его первичную функцию - мышление. Соответствующая этой стратегии переориентация целевой функции системы образования с задачи простого приращения объема получаемых знаний на задачу повышения их качества, на задачу вооружения школьников и студентов также и способами познания - это проблема сложная, требующая долговременных усилий.

Потребность в фундаментализации как ведущей тенденции в образовании обусловлена быстро растущим объемом знаний, ускоряющейся сменой требований к профессиональной подготовке специалистов. В настоящее время важна не столько даже полнота предполагаемых определенными профессиями знаний, сколько освоение самого социокультурного и гносеологического фундамента знаний, способов их усвоения, развития способностей воспринимать, понимать и использовать поток новой информации в течение всей жизни человека. Главное внимание в связи с этим должно уделяться не просто изучению набора готовых сведений, не «фактологии» как таковой, а научению тому, как понимать принципы строения, развития именно «абстрактных» теорий, отношений между ними. Ведь именно теория является наиболее универсальной, стабильной и компактной формой существования знаний.

Интенсивная информатизация образования, новые информационные технологии лишь усложняют обозначенную проблему, подтверждая очень явным образом значимость фундаментализации, а значит, и универсального знания.

Современному человеку необходимо формирование целостного и ценностного Образа Мира, адекватного современной научной картине мира. С этой целью в базисе гуманитарного образования должен, в частности, присутствовать интегрированный учебный курс естествознания, созданный с учетом как эмоционально-образной специфики мышления гуманитариев, так и углубленного интереса будущих специалистов к естественным наукам. Мы вынуждены признать, что эта проблема еще не нашла своего оптимального решения, а идея интеллектуального развития как органичной составляющей развития системы образования, в свою очередь, еще далеко не в должной мере воплощена в жизнь. Педагогика развития интеллекта, которая призвана обеспечивать фундаментализацию образования, богата именами крупных ученых (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.), раскрывающих различные аспекты развития мышления.

И, тем не менее, до сих пор их идеи ждут своей полномерной реализации.

Наиболее распространенными образовательными моделями в настоящее время являются следующие.

«Информационная» (или трансляционная) модель образования, в рамках которой ребенок выступает как объект (а не как субъект) образовательного процесса. Предполагается, что содержание учебно-воспитательных воздействий изоморфно транслируется в систему знаний и умений ребенка (его «Я»).

«Формирующая» (или операциональная) модель примыкает к информационной, исходит из того, что с помощью специального управления умственной деятельностью на основе определенного типа ориентировки можно гарантировать появление знаний и умений с заранее заданными свойствами.

«Развивающая» модель по своим принципам близка к формирующей и направлена на развитие теоретического мышления учащихся за счет специальной организации учебного материала и движения в нем в направлении восхождения от абстрактного к конкретному. Данная модель не предполагает опору на наглядно-образное мышление, исключает апелляцию к его эмоциям и чувствам.

«Активизирующая» модель во главу угла ставит активизацию познавательной деятельности учащихся прежде всего за счет повышения уровня проблемности решаемых мыслительных задач, что обусловливает развитие познавательных интересов и творческих способностей ребенка.

«Свободная» модель - модель, ориентированная на спонтанность самоактуализации личности, развитие которой понимается как имманентный рост внутренних резервов обучения, как сопровождение естественного развития ребенка.

«Обогащающая» модель, в центре внимания которой возможности наращивания индивидуального социокультурного познавательного опыта ребенка.

Соответственно, дача обучения - не внедрение образовательного норматива, а согласование его с субъектным опытом ученика.

Учитывая идеи и подходы названных моделей, возможно обеспечивать наряду с изучением базисных и вариативных курсов, предусмотренных в учебных планах школ и вузов, включение в образовательный процесс и ценностных аспектов учебно-познавательной деятельности, которые актуализирует сам ученик (студент) в зависимости от своих индивидуально-личностных склонностей и притязаний.

Здесь встает проблема не только обеспечения широкого диапазона выбора предметов, курсов или спецкурсов, но появляется необходимость в умении, свободе и ответственности обучающих за осуществляемый обучаемой личностью выбор. Следовательно, именно в условиях, обеспечивающих возможность такого ценностного выбора, осуществленного в процессе учебно-познавательной деятельности, наиболее всесторонне и гибко определяется уровень, качество получаемого в школе или вузе образования.

Наша культура стремительно меняется под натиском визуальных средств.

Нынешняя культура, безусловно, является «культурой экрана», и все большее экранное «пространство и время» занимают в культуре мониторы персональных компьютеров. Скорость и масштабы развития новых технологий потрясают и завораживают. В связи с этим неизбежной стала информатизация образования. Причем значение информационных технологий в образовании следует рассматривать не просто с точки зрения возможностей применения технических средств обучения в существующей образовательной системе, а с той точки зрения, что имеет место сложный процесс создания новой системы образования, отвечающий требованиям грядущего информационного века и являющийся, со своей стороны, средством и способом перехода от индустриальной к информационной цивилизации. Именно в этом русле ведутся ныне научные поиски путей решения глобальных проблем современности и, если посмотреть глубже, - поиски в самой методологии поисков этих путей.

Современные компьютерные технологии предоставляют возможности для развития содержания образования на новом технологическом уровне, а именно:

- для организации и структурирования образования;

- связи элементов содержания образования;

- использования различных видов информации;

- организации в модуль и доступа к интересующим фрагментам содержания;

- представления, учебного курса как совокупности уроков (тем);

- разработки урока как системы образовательных действий;

- представления образовательного действия как совокупности простых действий;

- разработки последовательности изучения материала;

- адаптации содержания учебного материала к особенностям обучаемых;

- развития содержания образования применительно к различным группам «пользователей» (преподаватели, методисты, ученики);

- организации профессиональных дискуссий в учебных целях.

Аксиологизация образования имеет, по крайней мере, две линии осуществления в учебно-познавательном процессе. Во-первых, она выражается в актуализации мировоззренческих основ образования с позиции насущной парадигмы - ценностной и гуманистической. Наиболее ярким примером в данном отношении выступают возможности диалога (и полилога) культур. Университетское образование личности уже не может быть монокультурным, замкнутым, как не может существовать в качестве монокультурной социальная реальность нашей жизнедеятельности. Объективная потребность в формировании интеркультурных основ воспитания новых поколений требует основательных усилий учебных заведений различного типа по обогащению содержания учебного процесса не только общечеловеческими ценностями, но и ценностями непосредственно современного мира, современной интеркультурной коммуникации. Во-вторых, аксиологизация учебного процесса выражается в повышении значимости субъективных позиций личностей обучающих и обучающихся.

Решение проблемы аксиологизации образования в этом смысле тесно смыкается с решением задачи его гуманизации. Если говорить об отечественной образовательной стратегии, то идеи гуманизма были ярко развиты, оплодотворены, в частности, опытом работы в трудах В.А. Сухомлинского.

В настоящее время мы являемся свидетелями широкой и устойчивой тенденции актуализации идей гуманизма в образовании. Тенденция образования обогащает современное понимание категории свободы как условия творчества, самореализации сущностных сил человека.

Гуманизация школьного образования предполагает осуществление соответствующего образовательного проекта, в основе которого должны лежать определенные качественные и количественные критерии, принципы выбора целей, средств их достижения, оценки результатов функционирования образовательной системы. Среди названных составляющих такого проекта особенно важными являются следующие:

- критерий ценностного отношения к ребенку (гуманистический критерий). Его проявлением выступает позиция уважительного отношения педагога к достоинству и самостоятельному, самодеятельному началу личности школьника. И напротив, пренебрежение правом ребенка быть самим собой, стремление направить его развитие по заданным образцам свидетельствуют о том, что образовательный процесс подчинен императиву, чуждому гуманизму;

- критерий творческого осмысления средств достижения педагогических целей в смысле антитезы «творчество - догматизм». Его показателем выступает глубина проникновения педагога в понятие природо- и культуросообразности педагогического средства. Наличие и глубина и, наоборот, отсутствие или поверхностность ориентации на применение педагогических средств, приемов, адекватных природному и социально-культурному потенциалу личности школьника, позволяет говорить о том, насколько система образования соответствует идеалу гуманизма;

- критерий подхода к организации педагогического процесса в смысле соотношения «свобода - жесткая регламентация». С этой точки зрения показателем гуманистичности образования выступает мера свободы ребенка в ходе учебного процесса; и напротив, противоречит идеалу гуманизации образования свертывание свободной жизнедеятельности, ограничение свободного раз-вития школьника вследствие жесткой регламентированности образовательного процесса.

Современные реформаторы западной школы активно объединяются вокруг неогуманистической стратегии обучения, акцентирующей значимость субъективного внутреннего мира личности. Педагогическая задача с принципиально новой этической установкой на эмансипацию личности меняет сущность и направленность обучения.

Методологические особенности гуманистического образования на Западе тесно связаны прежде всего со взглядами А. Маслоу, одного из лидеров западной психологи и вообще человекознания XX века. В его оригинальной теории обосновывается мысль изначальной «западной сущности» человека западной цивилизации, сущности, заложенной в человеке с момента рождения как бы в «свернутом» виде. Западный человек так или иначе подвластен ей (этой сущности) и потому не может обладать полной свободой воли, как это декларировал экзистенциализм в лице Ж.-П. Сартра.

Гуманистическая концепция образования холистична, поскольку исключает статистический, безличностный подход к человеку. Человек с позиции этой концепции предстает не как совокупность отдельных познавательных процессов и психических свойств, а как целостная личность.

Наряду с глобальными тенденциями развития современного образовательного процесса следует обозначить и российские. Они нацелены на разрешение наиболее острых противоречий российского образования и наиболее отчетливо выражены в процессах экологизации и валеологизации образования, а также в выдвижении на первый план задач воспитания российской гражданственности.

Важнейшими ценностями глобального и личностного характера являются Жизнь, Здоровье. Экология и валеология - две грани одного из острейших вопросов современной России. Здоровье нации, здоровье подрастающего поколения - это в Росси магистральное направление научно-теоретических изысканий и одна из сложнейших для решения задач.

Новые времена, новые задачи в области воспитания вызвали к жизни переоценку сущности воспитания нового поколения россиян. Старая система коммунистического воспитания разрушена (между тем она была вполне адекватна поставленным обществом и современной эпохой целям и «работала» к моменту разрушения весьма эффективно). Государственная идеология сегодня отсутствует. Но любая национальная воспитательная и образовательная система должна иметь свой системообразующий элемент, который обеспечивает живучесть системы. В идеологическом отношении этим системообразующим началом системы национального воспитания и образования может быть лишь государственная идеология. Предлагаются разные государственно-идеологические основания для формирования новой стратегии воспитания и образования. Например, получила известный общественный резонанс «Концепция воспитания жизнеспособных поколений», предложенная И. М. Ильинским, П. И. Бабычкиным, Е. И. Бондаревским и др. На наш взгляд, в обозначенном качестве наиболее продуктивной является идея гражданственности, которая действительно, может быть адекватна новому времени, - будем надеяться на построение в России нового демократического гражданского общества. Мы согласны с мнением члена-корреспондента РАО С. Е. Матушкина в том, что в современных условиях, при смене идеологии, одной из основных целей образования, основанного на принципах гражданственности, должна стать помощь молодому человеку в понимании того, какая новая форма государственности наилучшим образом отвечает интересам России, помощь в адаптации к новой российской социокультурной ситуации, помощь в поисках своего места в гражданском обществе. Страна крайне нуждается в информированных и компетентных людях, способных принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свои поступки. В этих условиях исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира.

Своеобразие социокультурной ситуации развития любого региона страны вообще и Южно-Уральского в частности определяется традиционно сложившимися условиями жизнедеятельности людей (народа, этнической группы) в данных природных, экологических условиях. Наиболее заметной и значительной для перспектив развития системы образования непосредственно на региональном уровне является тенденция к сохранению и возрождению национальной культуры, языка, ремесел аборигенных народов и этнических групп, проживающих в округе. Другая отчетливо проявившаяся в округе тенденция выразилась в постановке местной общественностью вопросов культурного, ценностного самоопределения личности в социокультурном смысле - притягательно неповторимых условиях округа вообще и в условиях уральского местного социума в частности. В первую очередь, в случае этой второй тенденции, значимой для перспектив образования в регионе (а регион - неотъемлемая часть России), речь идет об углублении и расширении масштабов ориентации местного населения на образование как на ценность и связанный с этим профессиональный рост тоже как на ценность. Жизненность этих региональных тенденций - в их укорененности в предшествующем времени, они связывают в себе настоящее с прошлым, открывая перспективу будущего. Они предстают как одно из усилий в попытке всего нашего стремительно меняющегося российского общества найти дорогу к новой цивилизации.

Уяснение взаимосвязи многослойных (глобальных, федеральных, региональных) тенденций, анализ процессов адаптации и преобразования этих тенденций в принципы и основания для построения новых образовательных систем и образовательного пространства региона позволяет обозначить, а также лучше разглядеть, точнее, определить контуры общей социокультурной динамики Уральского региона.







Интересное:


Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Идея свободной причинности в психологии
Психическое здоровье детей, проживающих в различных районах Республики Коми
Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Вернуться к списку публикаций