2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования



Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования


В НИИ физиологии детей и подростков АПН РФ были проведены исследования причин употребления подростками алкоголя и наркотиков. Выявленные мотивы можно объединить в четыре группы: познавательные, самоутверждения, символического участия, снятия психодинамического напряжения.

Психологические причины глубже: они кроются, во-первых, в тех возможностях удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дают измененное под влиянием психоактивных веществ состояние, и, во-вторых, в психологических и социальных условиях, которые толкают человека на этот путь.

Среди множества педагогических проблем, стоящих перед системой профессионального образования (ПО), основной является повышение профессиональной компетентности преподавателя, мастера производственного обучения, изменение отношения к учащимся, к себе.

Функционирование образовательного учреждения в этих условиях требует принятия оптимальных решений.

Создание своего имиджа - это показатель уровня культуры человека, его забота о том, чтобы рядом с окружающими людьми он чувствовал себя комфортно.

Одним из составляющих личного имиджа является имидж профессиональный. Имидж становится символом профессии, показателем профессионализма и ступенькой для карьерного роста.

Задача преподавателя, мастера производственного обучения показать это учащимся. Собственный пример - наглядное средство воспитания. Образ преподавателя помогает формированию профессионального имиджа обучающихся.

Для выпускника любого учебного заведения в нашей стране проблема успешного трудоустройства стоит очень остро. Наша цель - помочь понять, что грамотное формирование имиджа может способствовать решению данной проблемы.

Основной целью профессионального училища № 91 является создание необходимых условий для воспитания учащихся, творчества инженерно-педагогических работников (ИПР), для самовыражения преподавателей, мастеров, роста их профессионального мастерства в целях решения главной задачи - качества воспитания и обучения учащихся - и предполагает решение ряда проблем, связанных с формированием позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования (УНПО), педагогической культуры ИПР, совершенствованием системы методической работы.

Формированию педагогической культуры у преподавателей и мастеров производственного обучения предшествует создание социально-психологического микроклимата в коллективе (учебная и профессиональная свобода, положительные эмоции, стремление к личным достижениям, удовлетворенность воспитательным и образовательным процессом, личным развитием). Четкая система обеспечения позитивного психологического микроклимата в УНПО способствует росту педагогической и профессиональной культуры преподавателей, мастеров, решению проблем гуманизации учебного процесса и повышению эффективности использования педагогами активных методов воспитания и обучения. А ведь комфортность учащихся часто зависит от преподавателя, его отношения к учащимся.

В разрабатываемой Институтом развития профессионального образования (ИРПО), Минобразования РФ Единой образовательной программе начального профессионального образования сказано, что ориентиром и средством образования на каждом этапе начального профессионального образования является профессиональная культура специалиста.

Общую культуру отличают норма и стандарты, являющиеся едиными для групп людей, объединенных по территориальному признаку, вне зависимости от профиля деятельности каждого члена такой группы, транслируемые методом общих форм социализации и образования. Результатом становится усвоение характерных для общества ценностей, норм, стереотипов поведения.

Важную роль в воспитании учащихся профессионального училища № 91 играет досуговая деятельность и дополнительные образовательные услуги. С их помощью выявляются и развиваются творческие способности учащихся, прививается интерес к искусству.

В ПУ № 91 проводится диагностика определения психологической адаптированности к группе, к выбранной профессии, наклонности, способности для самореализации личности в социально значимой деятельности.

Опыт показывает, что объединения по интересам, секции, кружки могут плавно перейти в дополнительные образовательные услуги и затем в вариативный курс учебной программы, востребованные на рынке курсы подготовки к cae. Досуговые объединения были созданы в тесной связи с профессией.

Сейчас одни учащиеся выбирают Театр мод «Шарм», «Домашний парикмахер», другие - «Вышивание выжиганием по ткани», «Лоскут и фантазия», которые помогают адаптироваться к жизни выпускникам, обеспечивают позитивный психологический климат в учебном заведении. В Театре мод «Шарм» девушки сами производят раскрой и пошив легкого платья, демонстрируют эти модели. Нужно видеть гордые, счастливые, раскрепощенные лица девушек, выступающих на сцене в праздники, на различных мероприятиях.

Экономическое воспитание очень ярко просматривается в коллективе «Лоскут и фантазия». Творчеству и фантазии нет предела, когда они изготавливают полезные вещи из отрезков материала и лоскутов. Эти курсы, как и «Декоративная косметика и маникюр», «Постижерные изделия», «Вышивание выжиганием по ткани», входят сейчас в вариативную часть учебного плана. 15 - 17-летние девушки создают прекрасные изделия. При этом развивается эстетический вкус.

В училище начал работу психологический клуб «Владей собой», так как у учащихся бывают проблемные ситуации. Работа клуба помогает учащимся адаптироваться к жизни, изменить отношение к себе, друзьям, окружающему миру, традицией стали ежегодные «Конкурсы профессионального мастерства» внутри училища. На областном «Конкурсе профмастерства» в 1999 - 2000 учебном году парикмахеры заняли I место. В этом учебном году состоится «Конкурс профмастерства» швейников на базе нашего учебного заведения.

Творческое объединение «Вдохновение», система самоуправления, акции «Помощь пожилому человеку» обеспечивают реализацию наклонностей подростков в различных видах деятельности.

В профессиональном училище развита художественная самодеятельность.

Выступления вокальной группы «Стиль», танцевального коллектива, хора пробуждают у учащихся интерес к искусству, формируют отношение к культуре, их личностные качества. Девушки и после окончания учебного заведения приходят к руководителю хора пообщаться, позаниматься.

Позитивный психологический климат в коллективе оказывает влияние на адаптацию воспитанников в группе, позволяет чувствовать себя свободно и комфортно в учебном заведении.

Коллективная творческая деятельность служит развитию личностных качеств учащихся. Задача педагога - сформировать у подростка положительное отношение к себе, культуру его мировоззрения, что позволяет обнаружить лучшие качества и пронести их через всю жизнь.







Интересное:


Основные компоненты профессиональной адаптации студентов с позиции личностно-деятельностного подхода
Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Индивидуальный стиль деятельности
Психосоциальный аспект личностно-ориентированного образования
Образовательные тенденции
Вернуться к списку публикаций