2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Человек говорящий как субъект коммуникации



Человек говорящий как субъект коммуникации


Основным субъектом коммуникации является человек говорящий, предстающий как совокупность личностных феноменов и обладающий набором когнитивных совокупностей, которые значительно влияют на коммуникацию.

Человек говорящий есть личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность. Языковая личность - личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая определенной совокупностью знаний и представлений; соотносима с языком как феноменом и сознанием как феноменом. Речевая личность - личность, реализующая себя в коммуникации, выбирающая и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения, выбирающая и использующая тот или иной репертуар средств, как собственно лингвистических, так и экстралингвистических; соотносима с языком как способностью и интеллектом как способностью. Коммуникативная личность - конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации; соотносима с языком как процессом и мышлением как процессом.

Говоря о когнитивных совокупностях, мы выделяем три основных "набора" знаний и представлений: (1)индивидуальный и два коллективных - (2)социумный и (3)национальный. Таким образом, имеют место: индивидуальное когнитивное пространство (ИКП), коллективное когнитивное пространство (ККП) и когнитивная база (КБ). Каждый человек говорящий обладает своим ИКП, в которое входят набор ККП и КБ того национально-лингво-культурного сообщества, членом которого он является.

Сегодня уже невозможно анализировать и описывать языковые явления или, лучше сказать, проявления языка в дискурсе без учета того, кто говорит и воспринимает речь, т.е. без учета субъекта коммуникации (как автора, так и реципиента). Наблюдения за коммуникацией позволяют сделать однозначный вывод, что на процессы порождения и восприятия текстов, на самый "вид" текста в его языковом (вербальном) выражении оказывают значительное влияние многочисленные факторы, связанные с коммуникантами. Так, коммуникативный акт как основная единица коммуникации имеет два основных плана, предстающих как ситуация и дискурс, и четыре компонента, представленных конситуацией, пресуппозицией, контекстом и речью. При этом ситуация понимается как фрагмент объективно существующей действительности, частью которой может быть и вербальный акт; дискурс есть вербализованная речемыслительная деятельность, включающая в себя не только собственно лингвистические, но и экстралингвистические компоненты. Конситуация есть объективно существующая собственно экстралингвистическая ситуация общения, условия (в самом широком смысле) общения и его участники; конситуация представляет экстралингвистический аспект общения. Семантический аспект коммуникации представлен контекстом, который определяется как имплицитно или эксплицитно выраженные смыслы, реально существующие, являющиеся частью ситуации, отражающиеся в дискурсе и актуальные для данного коммуникативного акта.

Когнитивный аспект коммуникативного акта формирует пресуппозиция, которая есть зона пересечения индивидуальных когнитивных пространств коммуникантов, актуальная "здесь и сейчас". И наконец, речь как продукт непосредственного речепроизводства представляет собственно лингвистический аспект коммуникативного акта.

Пресуппозиция и контекст формируют макрокогнитивный план дискурса и уже в силу этого, а также по сути своей связаны с человеком говорящим как субъектом коммуникации. Как показывают наблюдения, репертуар вербальных средств и их аранжировка во многом предопределяются когнитивными факторами: когнитивными пространствами и когнитивной базой, пресуппозицией и контекстом.

Следовательно, анализировать собственно-лингвистический "пласт" как таковой, если в центре внимания стоит текст, дискурс, (вербальная) коммуникация в целом, не обращая внимания на когнитивные феномены, невозможно.







Интересное:


Образовательные тенденции
Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента
Индивидуальный стиль деятельности
Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Вернуться к списку публикаций