2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Виды мышления



Виды мышления


Что делать?

Но помимо наук, искусств и прочих деятельностей есть ведь ещё и просто жизнь! И, может быть, стоит говорить не столько о мышлении “научном”, сколько о мышлении “правильном”. Можно начинать каждое новое дело “правильно”, т.е. сознательно, усилием воли, заставляя себя воспринимать это новое дело конкретно-дробно, не позволять себе считать его простым и лёгким, поскольку оно похоже на что-то привычное и безопасное. К примеру, ребёнок, живущий в семье, любящей собак, и привыкший к тому, что их домашние собаки очень послушны и дружелюбны, может и к незнакомому злющему псу отнестись как к существу доброму и ласковому.

Если Вам кажется, что Вы всё делаете правильно, а успех к Вам не приходит, то, скорей всего, Вы находитесь во власти ограниченных абстрактно-дробных представлений. Это значит, что Вы представляете действительность проще, чем она есть. Значит, чего-то существенного Вы не замечаете, чему-то важному не придаёте значения. Конечно, надо ещё выяснить насколько Вас не устраивает отсутствие успеха. Если у Вас есть какая-то большая потребность, которая очень не удовлетворена, которая стонет и рычит от голода или от пресыщения, то, наверно, пришла пора сознательно включить своё конкретно-дробное мышление. Займитесь "прочёсыванием местности". Расширьте поиски, придайте значение всему тому, что раньше казалось Вам незначительным. Подробней посмотрите на действительность, на себя. По мере накопления сведений конкретно-целостное мышление включится само. Но Вам придётся некоторое время потерпеть, придётся пережить тягостное состояние ещё большего непонимания, чем то, что было до начала столь въедливого, скрупулёзного исследования обстоятельств, сопутствующих неуспеху. Да, Вы неизбежно обнаружите, что действительность значительно сложнее, чем казалось поначалу. Да, Вы обнаружите такое множество закоулков, рытвин и колдобин на пути к ясному пониманию, что можете потерять веру в тот самый успех, ради достижения которого всё и затевали.

Не останавливайтесь! Вы - реактор мысли! Чтобы началась цепная реакция, в реакторе должно скопиться критическое количество реагентов. Держитесь! Накопите критическую массу фактов, сведений, данных и - держитесь! Это состояние называют ещё “вынашиванием замысла”. Можно сказать, что Вы беременны идеей. Осталось только доносить положенный срок.

Озарение происходит неожиданно. Чаще всего во время занятий чем-то к делу никакого отношения не имеющим. Это очень приятное состояние. Экстаз, эйфория, ликование. Это достойная награда за усилия, за терпение, за решимость довести начатое до конца. Но помимо радости, у Вас теперь есть ещё понимание причин своего неуспеха. Есть ключ к решению проблемы. И то, что поначалу казалось, прямо таки, до безобразия ясным, а потом безнадёжно запутанным, теперь снова стало ясным, но уже на другом, более высоком, уровне понимания действительности.

Теперь у Вас есть смысл. Есть ощущение чего-то глубинного, чего-то изначального, чего-то лежащего в истоке всех причин. Вы вполне можете удовлетвориться достигнутым и здесь остановиться. Но Вы ещё не решили проблему, Вы только поняли, в чём она заключается. После короткой передышки, надо взяться за выведение формулы. Теперь надо сформулировать принцип, создать концепцию или что-то подобное. Надо выловить из личного яркого переживания голую суть. Когда же Вы сформулируете принцип, оформите идею, настанет пора пересмотреть свои представления о действительности. Теперь действительность предстанет перед Вами в более полном виде. К тому же, Вы уже владеете формулой ситуации. Теперь ситуация перед Вами как на ладони! Настало время строить план достижения успеха. Разумеется, план надо ещё воплотить в жизнь! Но мышление своё дело сделало. По мере выполнения задуманного остаётся только сознательно переходить к конкретно-дробному мышлению всякий раз, когда возникнут какие-то осложнения. Не привязывайтесь к абстрактно-дробному мышлению, именно оно является поставщиком иллюзий и несбыточных надежд! По мере приближения к цели, Вы много еще сделаете для себя открытий, много поймёте, если будете правильно пользоваться своим мышлением. Когда же цель будет достигнута, Вы обнаружите, что действительность уже не столь враждебна к Вам, как это казалось поначалу.

А Вы не задумывались о творческом подходе не только к отдельным каким-то делам, а вообще к жизни? А если понимать жизнь как профессию? Может, и здесь стать профессионалами? А?


Таблица "Виды мышления"


СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ

ОТЧУЖДЁННЫЙ ОПЫТ

Конкретно-дробный

Конкретно-целостный

Абстрактно-целостный

Абстрактно-дробный

Конкретно-дробный вид мышления применяется при встрече с чем-то новым, необычным, непривычным. Поскольку заранее трудно определить, что в новом окажется важным, а что неважным, надо быть внимательным ко всему, надо обеспечить полноту данных об исследуемом явлении. Тут требуется внимательность к самым, казалось бы, несущественным мелочам, дотошность, скрупулёзность, въедливость при установлении фактов, проверке достоверности сообщений. Здесь ничто не принимается на веру, всё подвергается сомнению, тщательно перепроверяется. Отсюда вытекает стремление к непосредственной личной встрече с новым явлением, к непосредственному восприятию, к приобретению собственного опыта взаимодействия с новым явлением. Наблюдение, экспериментирование, всестороннее вопрошание заинтересовавшего предмета. В итоге во всей красе предстаёт "его величество Факт".

Факт превыше любой теории, любой идеологии, превыше всего! Главное - найти новый факт, не надо умствовать и философствовать (что-то в роде открытия нового вида животных или растений, нового острова). Такие открытия непосредственны и являются следствием добросовестного конкретно-дробного прочёсывания местности.

Однако есть риск за деревьями не увидеть леса, утонуть в море фактов. ФАКТЫ

Переход к конкретно-целостному виду мышления происходит самопроизвольно после пресыщения фактами. Хочется отключиться или переключиться, заняться чем-нибудь другим. В это время данные, собранные с помощью конкретно-дробного мышления, образно говоря, “собираются в одном месте и отпускаются на свободу”. При этом разрозненные кусочки опыта начинают как бы сами по себе искать возможности объединения в комплексы, в целостные, внутренне наименее напряжённые сочетания. Происходит кристаллизация смысла. Происходит вызревание понимания стоящих за фактами закономерностей.

Конкретно-целостное мышление сопровождается особыми переживаниями: ощущением полноты, достаточности имеющихся фактов; ощущением того, что нечто внутри зреет, развивается; предвкушением открытия, понимания, постижения. Завершение кристаллизации сопровождается эйфорическим настроением, ликованием: “Ага! Так вот оно что!”

Продукт конкретно-целостного мышления должен соответствовать эстетическим требованиям: что красиво, то и правильно. Однако, есть риск увлечься красотами и оторваться от действительности. Но если быть чутким к запросам Ума, то недостаток фактов обычно замечается по замедлению кристаллизации и его можно восполнять, переходя к К-Д мышлению. СМЫСЛЫ

Обобщение достигнутого конкретно-целостным мышлением. Обезличивание, формализация чужого и своего опыта. Отвлечение от частностей, от несущественного. Выявление закономерностей и выведение из них законов. Включение новых смыслов в ткань сложившихся представлений, проверка их на непротиворечивость логическим законам. Выработка целостного представления о действительности или отдельных её сторонах. Далеко не всегда этот процесс осуществляется сознательно и строго целенаправленно. Поэтому и системы представлений о действительности у людей бывают иногда размытыми, запутанными, противоречивыми. Но даже при этом неосознанно предполагается, что есть в мире какие-то законы, которые невозможно обойти, есть что-то сбывающееся всегда.

Абстрактно-целостное мышление в своём развитом состоянии - это мир суждений и умозаключений, мир законов и целостных, внутренне непротиворечивых систем законов, где всё причинно обусловлено, где нет места личному произволу. Это мир кристальной чистоты и ясности.

Однако есть тут соблазн уйти в отрыв от действительности, увлечься формулами и сочетаниями формул, когда уже непонятно что же они отражают и чему соответствуют.

ЗАКОНЫ

Абстрактно-дробное мышление разворачивается в простом и понятном мире. Здесь не возникает необходимости вникать в суть явлений, докапываться до корней, достаточно бывает инструкции по эксплуатации: что куда подсоединить, что во что загрузить и на что потом нажать, чтобы всё это заработало. Это мышление алгоритмическое, технологическое, прикладное, прагматическое.

Тут воспроизводится уже известное, испытанное, проверенное. От абстрактно-дробного мышления ждут простоты, надёжности, доступности, управляемости, эффективности, точности. Здесь осуществляется взаимодействие системы представлений о действительности с самой действительностью.

И обычно хватает той разрешающей способности, которая позволяет пользоваться предметами и процессами без вникания во всякие теоретические глубины. Поэтому велик соблазн отмахнуться от чего-то непонятного, сделать вид, что ничего особенного не произошло.

При сбоях в технологических процессах, когда происходит что-то не предусмотренное инструкцией, необходимо перейти к конкретно-дробному мышлению. После накопления новых данных следует переход к конкретно-целостному и абстрактно-целостному видам, после чего в инструкцию будут внесены необходимые изменения.

ТЕХНОЛОГИИ

Ориентация на будущее

Ориентация на настоящее

Ориентация на вечное

Ориентация на прошлое

Я- объект, мир - субъект

Я- субъект, мир - субъект

Я- объект, мир - объект

Я- субъект, мир - объект


Библиография

1. Айян Дж. 10 способов освободить Ваш творческий гений. СПб., "Питер", 1997

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М, МГУ, 1984

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М, МГУ, 1986

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. МГУ, 1990

5. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М, "Знание", 1984

6. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М, "Искусство", 1991

7. Дейч Г., Спрингер С. Левый мозг, правый мозг М, "Мир", 1983

8. Дзэн-буддизм /Д. Судзуки Основы дзэн-буддизма, С. Кацуки Практика Дзэн/ Бишкек, МП "Одиссей", 1993

9. Как мы пишем/Сборник/ М, "Книга", 1989

10. Колосов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., "Педагогика" 1991

11. Краткий миг торжества. Сост. В. Черникова М, "Наука", 1989

12. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., “Педагогика”, 1975

13. Лук А.Н. Психология творчества. М, "Наука", 1978

14. Матейко А. Условия творческого труда. М, "Мир", 1970

15. Парандовский Я. Алхимия слова. М. "Правда". 1990

16. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М., “Машиностроение”, 1988

17. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., Изд. АПН, 1960

18. Природа научного открытия. /Сборник/ Отв.ред. В.С.Готт М., "Наука", 1986

19. Симонов П.В. Созидающий мозг. М. “Наука” 1993

20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ, 1975

21. Теплов Б.М. Ум полководца. М, "Педагогика", 1990

22. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке М. "Наука", 1992



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности
Концептуальные основы и технология диагностики сформированности лидерских качеств у студентов - будущих менеджеров
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Об ассоциальном влиянии ролевых компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Вернуться к списку публикаций