2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Классификация стратегий вербального утешения



Классификация стратегий вербального утешения


Поскольку внутреннее (эмоциональное) состояние утешаемого определяется доминированием негатива, то основной задачей утешающего является разрушение (хотя бы частичное) этого негатива и/или представление утешаемому некоего позитива, который бы утешаемый смог (вос)принять.

Таким образом, под стратегией утешения можно понимать вербальную экспликацию некоего позитива, в основе которого лежит какая-либо положительная оценка либо совокупность оценок (как положительных, так и отрицательных) при доминировании одной или нескольких положительных оценок. При этом сама оценка ("это - хорошо, а это - плохо") может не эксплицироваться, а подразумеваться.

1.Классификация стратегий утешения. Определив стратегию утешения как вербальную экспликацию некоего позитива, можно, подойдя чисто формально, ввести некоторую классификацию стратегий утешения, исходя из того, что и как оценивает утешающий. В качестве что предлагается рассмотреть утешаемого и положение дел (ситуацию), а в качестве как - положительно и отрицательно.

1.1.Оценка утешаемого. В рамках исследуемого диалога утешения отрицательная оценка утешаемого (шоковая терапия) представляется наиболее рискованной с точки зрения результативности такого диалога. Наоборот, положительная оценка утешаемого достаточно легко может способствовать результативному утешению. Реализация такой оценки составляет стратегию моральной поддержки.

1.2.Оценка ситуации содержит в себе больше вариантов различных стратегий речевого поведения утешающего. При этом оценка ситуации в целом разбивается на две оценки: оценку положения дел к моменту диалога (собственно оценка ситуации) и оценку дальнейшего развития ситуации (оценка перспективы). Положительная оценка утешающим ситуации, в отличие от ее отрицательной оценки утешаемым, представляет собой стратегию переинтерпретации. Перспективной, однако, может оказаться и отрицательная оценка утешающим ситуации. При этом предлагается различать стратегии утешения в зависимости от того, эксплицирована такая оценка в речевом поведении утешающего или нет. В случае отсутствия экспликации негативной оценки ситуации можно говорить о стратегии смены фокуса, когда внимание утешаемого не акцентируется на негативе, а предлагается позитив, находящийся (возможно) и вне рамок оцениваемой ситуации.

Если же негативная оценка ситуации утешающим эксплицируется, то встает вопрос об оценке перспективы. Отрицательная оценка перспективы может быть представлена стратегией фатализма: такова жизнь. В этом случае утешаемому не предлагается позитив, а предпринимается попытка нейтрализовать негатив (Законы бытия нельзя оценивать по шкале хорошо - плохо, это данность, с которой приходится мириться.)

Положительная оценка перспективы в зависимости от основания оценки может быть реализована в двух стратегиях. Если оптимизм утешающего исходит из анализа самой ситуации, то можно говорить о стратегии "через тернии к звездам". Если оптимизм утешающего базируется на личном опыте и исходит из наложения на существующую ситуацию других, сходных с ней ситуаций, которые благополучно разрешились, то мы имеем дело со стратегией изоморфизма.

2.Стратегии утешения. Определив (достаточно формально) поле для маневра, которым в принципе может располагать утешающий, рассмотрим выделенные в процессе классификации стратегии с точки зрения их содержания. В частности, нас будет интересовать то, насколько их применение может быть широким или ограниченным.

Поскольку под стратегией утешения нами понимается вербализация определенной оценки, то общим ограничением для всех стратегий является наличие у утешающего достаточного авторитета, чтобы эта оценка была (вос)принята. Однако в ряде случаев это ограничение приобретает решающее значение, о чем будут делаться соответствующие замечания.

2.1.Стратегия шоковой терапии. В ситуации расстройства утешаемого по поводу некоего положения дел представляется очень рискованным добавлять ему негатива, высказываясь критически в его адрес. В рамках принятого определения стратегии утешения негативная оценка утешаемого вообще не может быть признана таковой.

Эта стратегия предполагает наличие у утешающего непререкаемого авторитета и/или административной власти, которые бы предоставили ему возможность быть выслушанным утешаемым при наличии у последнего явного неприятия такого вербального поведения.

2.2.Стратегия моральной поддержки может быть реализована в двух вариантах: положительная оценка утешаемого и отрицательная оценка сил, ему противостоящих. Эти два варианта могут применяться как самостоятельно, так и совместно. Так как стратегия моральной поддержки не (жестко) связана с ситуацией, в которой оказался утешаемый, то эта стратегия может применяться в тех случаях, когда утешающему неизвестны причины расстройства утешаемого. Это возможно, например, в начальной стадии диалога утешения. Кроме того, эта стратегия может быть применена в тех случаях, когда утешающий испытывает определенные затруднения в выборе и использовании других стратегий речевого поведения, т.е. когда утешающему необходимо взять тайм-аут. (Похвалить утешаемого можно без особого труда, а ласковое слово, оно и кошке приятно.)

Ограничения в использовании стратегии моральной поддержки могут возникнуть, когда утешаемый сам повинен в сложившейся ситуации либо ситуация затрагивает утешаемого опосредованно.

2.3.Стратегия переинтерпретации предполагает наличие у утешающего богатого опыта и широты взглядов, которые бы позволили ему совершенно по- другому взглянуть и на ситуацию и на утешаемого, понять интересы утешаемого, возможно, лучше его самого. Эта стратегия может быть эффективно использована только в тех случаях, когда утешающий обладает достаточной информацией и об утешаемом, и о ситуации либо имеет необходимый авторитет, чтобы другой взгляд на ситуацию и ее противоположная оценка были (вос)приняты утешаемым.

2.4.Стратегия смены фокуса. Отрицательно оценивая сложившуюся ситуацию, утешающий может не акцентировать на этом внимание утешаемого, а предложить сосредоточиться на чем-либо, что лежит вне рамок ситуации и оценивается утешаемым позитивно. Сам факт смены фокуса будет при этом имплицитно выражать незначительность того негатива, который расстраивает утешаемого, что также может способствовать достижению утешающим своей цели.

Стратегия смены фокуса не может быть успешно применена в случаях наиболее трагических (в системе ценностей и приоритетов утешаемого) событий. Во-первых, в силу жесткой фиксации утешаемого на этих событиях, когда фокус просто невозможно сдвинуть с места. Во-вторых, в силу возможной негативной оценки утешаемым такой стратегии, когда переориентация его на другие вопросы может рассматриваться как цинизм.

2.4.Стратегия фатализма: такова жизнь. С одной стороны, стратегия фатализма может применяться достаточно широко, т.к. всегда можно согласиться с утешаемым в части негативной оценки ситуации и отсутствием каких-либо позитивных перспектив. С другой стороны, эта стратегия ограничена тем, что она не дает позитива, а позволяет лишь нейтрализовать негатив. В силу этого данная стратегия (как и стратегия шоковой терапии) может быть условно признана стратегией утешения в смысле принятого выше определения.

Поэтому использовать ее следует лишь в крайних случаях, предпочитая ей стратегии утешения, полностью соответствующие своему определению.

От утешающего, применяющего данную стратегию, требуется подлинно философский взгляд на жизнь, который гарантировал бы оптимальное проведение этой стратегии без усугубления состояния утешаемого открыто признаваемым негативом.

2.5.Стратегия "Через тернии к звездам" - это своего рода инверсия стратегии фатализма: успех приходит только после трудной борьбы и неизбежных потерь, а преодоление трудностей обогащает личный опыт и предотвращает многие ошибки в будущем.

В наиболее трагичных ситуациях, в зависимости от религиозности утешаемого, стратегия может принимать формы "Жизнь после смерти" либо "Все остается людям". Обе эти формы предполагают включенность утешаемого в коллективистский социум.

Поскольку данная стратегия представляет собой позитивную оценку перспективы, то ее применение ограничено в тех случаях, когда ограничена сама возможность какой-либо перспективы (например, у лиц преклонного возраста).

2.6.Стратегия изоморфизма предполагает наличие у утешающего богатого опыта, который позволил бы ему успешно создать и изложить терапевтическую метафору (термин нейро-лингвистического программирования), с одной стороны, достаточно правдоподобную, а с другой стороны, достаточно адекватную оцениваемой ситуации. При выполнении этих требований стратегия изоморфизма практически неуязвима со стороны возможных оценок утешаемого.

Это объясняется наличием у терапевтической метафоры двух содержательных уровней: а)на одном уровне она совпадает с наличной ситуацией, и поэтому нельзя говорить о смене фокуса, он остается прежним; б)на другом уровне терапевтическая метафора не связана с наличной ситуацией, что лишает ее злободневности и тем самым ограждает от возможных негативных оценок утешаемого, сосредоточенного на наличной ситуации.

3.Взаимодействие стратегий утешения. Стратегии утешения не изолированы друг от друга, они могут взаимно дополняться, взаимно предполагать друг друга, переходить одна в другую. Так, например, стратегия смены фокуса может стать стратегией моральной поддержки, если в качестве фокуса будет выбран сам утешаемый. Стратегия фатализма может быть дополнена стратегией смены фокуса с переориентацией внимания утешаемого на будущее ("все пройдет", "время - лучший доктор"). Возможны и другие комбинации стратегий утешения, включая их зацикливание. В этом случае утешающий получает инструмент, позволяющий ему неограниченно долго воздействовать на утешаемого, модифицируя каждый раз используемые стратегии с учетом ответной реакции, и добиваясь тем самым все большего эффекта.







Интересное:


Когнитивная дифференцированность
Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка
Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре
Вернуться к списку публикаций