2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — К проблеме развития творческого мышления будущего учителя



К проблеме развития творческого мышления будущего учителя


Приоритетной становится подготовка специалиста не только профессионально грамотного, но и компетентного, творчески развивающегося, готового не к исполнительской, но проблемно-исследовательской, поисковой деятельности, создающей условия для саморазвития и самореализации личности.

В связи с этим актуализируется проблема развития творческого мышления будущих учителей, решение которой обеспечит формирование личности, готовой к творчеству, способной работать в реформированной школе, осмысливать и осваивать различные программы, способной увлечь детей. Это, в свою очередь, обеспечит на практике качественное преобразование учебно-познавательной деятельности в учебно-творческую.

Одна из черт современного специалиста, отвечающего запросам общества, - это компетентность, которая предполагает критичность ума. Поэтому сейчас, как никогда, актуально формирование творческого (продуктивного) мышления, что определяется реалиями жизни общества: необходим учитель, способный разобраться и творчески осмыслить всю гамму программ и учебников, предлагаемых школе; привнести в диалог с учеником поисковую ситуацию, способный к интеграции новообразований и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы.

Сегодня цель развития образования - это формирование в учебном процессе долговременных качеств, таких как способность к саморазвитию, иными словами, развитие личности в учебно-творческой деятельности; формирование способности к творческому профессиональному труду.

Достаточно сложным остается вопрос подготовки будущих учителей в области преподавания литературы, одним из которых является формирование умения работать с художественным текстом, не только творчески воспринимать, но и творчески осмысливать прочитанное, понимать глубинный смысл художественного произведения, а не только его сюжет, т.е. формирование грамотного, квалифицированного читателя. Пути реализации этого и раскрывают перед будущими учителями уроки специализации «Преподавание литературы в средних классах», где их деятельность организуется с трех позиций: учителя, ученика и методиста, что формирует умение прогнозировать будущий урок, выбирать наиболее эффективный путь «прочтения» художественного произведения.

Именно в основе деятельности лежит взаимосвязь чувственных и рациональных, теоретических знаний, знаний о целях, способах, средствах и условиях деятельности; соединение теоретических знаний с ценностными ориентация-ми. Одна из возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности студентов непосредственно в процессе обучения заключается в создании таких условий деятельности, когда необходимо активное применение имеющихся знаний. Деятельность, где человек может раскрыть свои потенциальные возможности, - это преобразовательная деятельность. Овладение профессиональной деятельностью зависит и от личностных качеств специалиста, а также от условий, в которые он поставлен. Побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий. Формирование творческих умений, предпосылка которых лежит в развитии творческого мышления и позволяет развивать способность к профессиональному творчеству.

Опыт практической работы показывает, что развитие творческого методического мышления более эффективно, если систематически используются возможности самоорганизации студентов и педагог опирается преимущественно на средства косвенного и перспективного управления учебной деятельностью.

Под косвенным управлением имеются в виду управление деятельностью будущих учителей через подбор системы творческих задач и заданий, изменение их сложности и трудности, а результативность достигается через эффективное осуществление сотрудничества (сотворчества) педагога и студента, которое реализуется не только в демократическом стиле общения, но и в совместном поиске новых идей, обсуждении методов решений творческих задач.

Влияние продуманной системы творческих заданий и выбора метода обучения на управление процессом развития творческого мышления апробировалось в работе со студентами Бугурусланского педколледжа.

Как методические рекомендации по развитию творческого мышления будущих учителей может рассматриваться следующая таблица.

В ходе эксперимента, используя методику незаконченных предложений, студентам было предложено высказать свое мнение на тему «Мое видение современного урока» или «Современный урок - это…» Сравнительный анализ выявил следующее. В начале профессионального образования (3 курс) студенты называли достаточно расплывчатые критерии урока, общие положения, которые, в основном, сводились к понятиям: «наглядный» - 60 %, «интересный» - 90%, «гуманный подход» - 60 %, «урок-праздник» - 30 %, тогда как «больше самостоятельной работы» - 10 %, «больше творческих заданий» - 10 %.

На конец обучения (5 курс) студенты видят и разделяют внутренние стороны урока и внешние. Основными критериями становятся: атмосфера урока: «позиция ученика и отношения учитель-ученик - сотворчество» - 100%, включение учеников в совместный поиск, «высказывание точки зрения учащимися» - 63, 3%, «к выводу приходят сами ученики - сотрудничество» - 63, 3%, «постановка проблемного вопроса» - 36, 4%, а самостоятельная работа расценивается как творческая и возрастает с 10% до 18%. Это позволяет сделать вывод, что у студента - выпускника педколледжа присутствует определенный уровень раз-вития рефлексии, креативности, он способен к творческой реализации процесса обучения.

Также студентам было предложено закончить фразу «Современный учитель - это …» Результаты показали, что для 3 курса характерно отсутствие конкретики, наличие общих понятий, например, «творческая личность», об одном критерии, но разными словами, т.е. недостаточное, неразвитое осмысление критериев личности современного учителя. Еще нет понимания того, что параметры, названные первыми, не могут существовать без последних, хотя «творческая личность», «друг, помощник, советчик» - 60%, а «любящий свою профессию» - 13, 3%, «стремление к самосовершенствованию» - 33, 3%, а «умение применить современные методы» - всего 20%. Студентов 5 курса отличает более четкое, конкретное представление о личности современного учителя, приоритетными становятся его профессиональные качества, его умения, коммуникативные способности: «высокообразованный, интеллектуально развитый» - 100%, «владеющий всеми методами преподавания» - 100%, «учит главной науке - быть человеком, любить детей и профессию» - 70%, «владеющий современной системой развивающего обучения» - 50%, «учитель литературы: умение обсуждать, анализировать произведение, вовлечь учеников в дискуссию» - 40%. Это показывает, во-первых, что личность учителя оценивается его способностью к эффективной педагогической деятельности, т.е. главное - уровень профессионализма; во-вторых, студент способен к высокому уровню обобщения, к выделению главного и определению перспективы, у него развиты критичность ума и оценочные суждения, следовательно, он способен привнести в школу и реализовать учебно-творческую деятельность.

Развитие творческого мышления можно рассматривать как основу творческого саморазвития личности, условием которого служит включение мотивационно-потребностного механизма «самости».

Для оценки и сравнительной характеристики способностей к саморазвитию, самообразованию был использован тест, предложенный в свое время В. И. Андреевым.

Тест включал задания на определение оценочных суждений, выбор ряда характеристик на основе сравнительной самооценки, определение причин ошибок и промахов, помех в плане профессионального самосовершенствования, перспективу реализации своих возможностей, определение идеала и жизненного принципа, сферу познавательного интереса и любимые фильмы, оценку учителей и занятия в свободное время и др.

Тест был проведен в начале и в конце эксперимента. На основе суммарного числа баллов было определено процентное соотношение способностей по шкале уровней. Сравнение показывает возрастание общего уровня способностей к самообразованию, саморазвитию.


Обращает на себя внимание тот факт, что к 5 курсу появляется средний уровень (чего не было на 3-м) и увеличивается процент чуть выше среднего.

Но, главное, происходит качественное изменение и появляется новое образование - «высокий уровень». Это позволяет говорить о развитии творческого мышления, о способности к анализу и самоанализу, способности наметить собственные цели, т.е. о расширении потенциала формирования личности, а значит, и будущего учителя.

Опыт работы в Бугурусланском педагогическом колледже по развитию творческого мышления будущих учителей на занятиях специализации «Преподавание литературы в средних классах» показал, что в рамках учебного процесса можно целенаправленно развивать творческое мышление студентов, для чего рекомендуется:

1) создавать на занятиях атмосферу сотрудничества, сотворчества через реализацию субъект - субъектных отношений в процессе обучения;

2) анализировать любое задание, действие, деятельность на уроках с трех позиций: учителя, ученика, методиста;

3) ориентировать студентов на творческое осмысление каждого задания, этапа урока, конкретной деятельности через определение целей, приемов выполнения, предвидения последствий (т.е. прогнозирование эффективности учебного процесса);

4) решать творческие задачи, задания различного типа;

5) создавать (разрабатывать) собственные варианты решений, образцов схем, опорных сигналов и конспектов, систем вопросов и т.д.







Интересное:


Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности
Невербальное поведение и его значение в определении нетипичного эмоциальнального и функционального состояния человека
Идея свободной причинности в психологии
Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Вернуться к списку публикаций