2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Дополнительное образование как источник саморазвития, самоопределения и самореализации личности



Дополнительное образование как источник саморазвития, самоопределения и самореализации личности


Дополнительное образование детей в Оренбуржье стало приоритетным направлением образовательной политики области, неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса всех типов образовательных учреждений, что позволило создать разноуровневую и целостную образовательную систему, решить задачу преемственности содержания различных видов образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

Необходимость обновления общеобразовательной школы и дополнительного образования детей актуальна.

Кроме того, общедоступность и бесплатность дополнительного образования детей, как отмечено в Национальной доктрине, является одной из главных гарантий реализации принципа равенства, на что очень чутко реагирует население, и в первую очередь недостаточно защищенные слои.

Социальная адаптация, психолого-педагогическая поддержка, продуктивная организация свободного времени, «ситуация успеха» и многое другое, что в полной мере предоставляет система дополнительного образования детей, неизмеримо важны в жизни каждого ребенка. Именно это обстоятельство ставит развитие системы дополнительного образования детей в ряд приоритетов государственной политики. Практика показала - чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку.

Сокращение учебной нагрузки в начальной и основной школе в связи с переходом на 12-летнее обучение, а также профессиональное самоопределение учащихся, предполагаемое в старшем звене, в большей степени делают востребованными дополнительные образовательные программы.

Сегодня очевидна значимая роль учреждения системы дополнительного образования в реализации вариативной части учебного плана, а также в повышении эффективности всей воспитательной системы школы.

Активная интеграция основного и дополнительного образования в обще-образовательной школе способна обогатить содержание и формы школьной жизни. Убедителен имеющийся в области опыт многолетней совместной работы учреждений дополнительного образования детей в данном направлении.

Они сотрудничают в инновационном режиме, создавая и апробируя новые образовательные структуры, программы нового поколения. Способные удовлетворять и обеспечивать развитие детей с различными уровнями развития, вплоть до предоставления части из них начального профессионального образования.

Следует подчеркнуть особую роль дополнительного образования, которое является персонализированным компонентом общей и профессиональной подготовки, и, в свою очередь, базируется на достижениях науки и практики. Находясь вне общепринятых стандартов, учреждения дают дополняющие и обнадеживающие преимущества, без них невозможно развитие личности ребенка, её включение в непрерывную, продуктивную, культурно-образовательную досуговую деятельность детей.

Показателем качества дополнительного образования является характеристика его содержания, которая зависит от гармоничного единства теории и практики, классического и современного знания, обучения, воспитания, развития и др. Теоретической основой и методологией для анализа сущности содержания и его обновления может служить концепция личностно-ориентированного образования и принципа педагогики Свободы и Гражданина.

Содержание дополнительного образования инновационно, адаптировано к культурно-образовательным потребностям детей, их возрастным особенностям и социокультурным возможностям муниципальных округов.

Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования детей носит системный характер и нацелена:

- на осмысление теории дополнительного образования;

- обоснование принципов отбора и структурирования содержания образовательной деятельности различных подразделений учреждения дополнительного образования;

- разработку и экспериментальную проверку программ, методик и технологий их реализации;

- выявление и обоснование взаимосвязи общего, профессионального и дополнительного образования;

- организацию социокультурной среды, противостоящей асоциальному проведению и стимулирующей культурно-созидательную деятельность развивающей личности.

Вместе с общеобразовательными школами учреждения дополнительного образования детей должны составлять в любом регионе разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Отсюда вытекает ориентированность дополнительного образования:

- на стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

- активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

- обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

- преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят;

- предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализацию обучения; создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся.

В новой образовательной ситуации школа находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления педагогических средств, а в практике - широкий культурный фон и резерв обновления основного образования: неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка.

Реформирование и модернизация российской системы образования опираются на его содержательное и эффективное структурное обновление, переход от режима бюджетного содержания системы образования к режиму её инвестиционного развития.

Развитие системы дополнительного образования - это целесообразное (целенаправленное) изменение, ведущее к качественно новому состоянию, адекватное как общим объективным тенденциям, так и отвечающее социально-педагогическому своеобразию развития образовательной системы региона.

Источником развития региональной системы дополнительного образования являются противоречия, связанные с кардинальными социально-экономическими изменениями в обществе:

- между целостностью процесса развития личности школьника и разнонаправленностью деятельности школы, семьи, учреждений дополнительного образования;

- способностями, творческой самореализацией и недостаточной информированностью о путях их удовлетворения;

- наличным уровнем образования педагогических кадров и возросшими требованиями к подготовке педагогов дополнительного образования, приоритетами которой выступает развитие, саморазвитие и самоактуализация личности;

- образовательно-воспитательными возможностями учреждений дополнительного образования и недостаточной нормативно-правой, программно-методической, научно-аналитической, материально-технической и финансовой базой для их эффективной реализации.

Ведущие параметры развития региональной системы дополнительного образования определяются, с одной стороны, требованиями государства, уровнем социально-экономического развития, с другой стороны - образовательными потребностями и запросами семьи, личности, территориального сообщества.

Достоинства дополнительного образования предполагают, что образовательно-воспитательная система должна быть построена на стратегически важных принципах (приоритетных идеях). В основу развития региональной системы дополнительного образования детей положены следующие принципы: национального и гражданского самоопределения, регионализации, гуманизации, демократизации, вариативности и дифференциации, стандартизации, непрерывности, аксиологизации и др.

Реальное обеспечение приоритетных идей (принципов) способствует формированию личности выпускника учреждения дополнительного образования.

Выпускник учреждения дополнительного образования детей:

- имеет глубокие знание, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности;

- характеризуется развитыми общими и специальными способностями;

- ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой;

- стремится к творческой самореализации;

- имеет потребность в постоянном самосовершенствовании;

- владеет цивилизованными нормами межличностного общения и социального поведения;

- имеет мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни.

Ведущая роль в организации учебно-воспитательной деятельности как всегда принадлежит педагогу-гуманисту, интеллигенту, другу детей, настоящему профессионалу. Системе дополнительного образования нужны новые грамотные педагогические кадры - психологи, социальные педагоги, юристы, физиологи и валеологи, необходима информационно-методическая и диагностическая службы в сфере воспитания и социализации детей.

В последние годы в учреждениях дополнительного образования создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификационной категории педагогических кадров. В учреждениях среднего профессионального образования введена новая специальность «Педагогика дополнительного образования»; в государственном университете г. Оренбурга 01. 02. 2000 г. открыта одноименная кафедра.

В повседневной работе учреждений отмечается немало трудностей и проблем, связанных как с содержанием их деятельности, так и с организацией образовательного процесса:

- отставание программно-методического обеспечения от современных требований;

- медленное распространение новых образовательных и воспитательных технологий;

- сохраняющиеся противоречия между темпами инновационного развития системы дополнительного образования и темпами обновления управления воспитательными и образовательными процессами в различных видах учреждений дополнительного образования детей.

Управление системой дополнительного образования должно сроится на основе многомерной комплексной диагностики по специальным программам и психолого-педагогическом мониторинге успешности обучения, раз-вития и здоровья воспитанников в период их пребывания в образовательном учреждении. Это предполагает разработку в каждом учреждении дополнительного образования перечня критериев и показателей, характеризующих деятельность отдельных педагогов дополнительного образования, динамику личностного развития субъектов образовательного процесса, эффективность учреждения в целом, результативность образовательного процесса, а также механизм их отслеживания.

Именно эта ситуация требует интеграции науки и практики.







Интересное:


Когнитивная дифференцированность
Человек говорящий как субъект коммуникации
Об ассоциальном влиянии ролевых компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Разработка модели дистанционного обучения иностранному языку будущих менеджеров
Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Вернуться к списку публикаций