2012-02-17 12:11:59
ГлавнаяПедагогика и психология — Теоретические проблемы исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм



Теоретические проблемы исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм


Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм.

На основе общих теоретических подходов к психологическому отношению вышеназванных авторов нами сформулированы определения категорий: психологические отношения нравственности, психологические отношения к соблюдению нравственных норм.

Психологические отношения нравственности - это эмоционально окрашенные представления и оценки объектов, явлений и событий связанных с нравственностью и нравственной регуляцией жизни общества, группы или личности. Когнитивный компонент отношений нравственности определяется знаниями и рациональной оценкой нравственности и нравственной регуляции жизни общества, группы или личности. Эмоциональный компонент определяется эмоционально окрашенными мнениями и оценками объектов, событий и явлений нравственности. Конативный (поведенческий) компонент представлен в сознании субъекта в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки, связанные с нравственной регуляцией.

Как отмечал В.Н. Мясищев, отношения связывают человека со всеми сторонами действительности, но при всем их многообразии можно установить три ее основные категории: 1) явления природы или мир вещей, люди и общественные явления, 3) сам субъект-личность. Основываясь на выделенных категориях можно определить основные структурные элементы психологических отношений нравственности. Психологические отношения нравственности включают: 1) отношения к нравственности как явлению; 2) оценка других людей, групп и общества в целом с точки зрения нравственности; взаимоотношения с другими людьми или группами по поводу соблюдения нравственных норм, которые строятся на основе воспринимаемых или прогнозируемых отношений индивидов и групп; 3) отношение к самому себе как субъекту отношений нравственности.

Таким образом, отношения нравственности включают как субъект-объектные отношения (к нравственности как явлению), так и субьект-субъектные отношения (к себе, другим людям, группам и обществу в целом, а также, взаимоотношения с ними по поводу нравственности).

Аналогичный подход используют исследователи других видов психологического отношения, например, психологических отношений собственности. В работах Е.В. Шороховой, В.Д. Попова, Н.Г. Хвесюк, М.В. Кирюхиной отмечено, что общепсихологические и социально-психологические отношения собственности это не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные отношения. «А точнее - это отношения собственников-хозяев к своей собственности и их взаимоотношения с другими собственниками». Е.В. Шорохова, опираясь на теорию В. Джеймса, отмечает, что, в широком смысле, собственность является атрибутом личности. Таким образом, отношения к собственности характеризуются не только объективными правовыми и экономическими связями, но и субъективным отношением к материальному объекту как производной от личности владельца, а следовательно, и отношением к себе.

Мы определили, что объектом отношений нравственности выступает нравственность как явление. На основании теоретического анализа этико-философских работ нами выделены следующие содержательные элементы, отражающие субъект-объектную сторону отношений нравственности:

1) отношение к морали и ее месту в системе регуляторов жизни общества (наряду с правом, обычаями и др.)

2) отношение к абсолютности и незыблемости моральных норм.

3) отношение к границам норм.

4) отношение к источнику моральных санкций: внешнему (бог, правитель, государство, общество) или внутреннему (опора на саморегуляцию).

5) отношение к неотвратимости наказания за нарушение норм и о возможности искупления.

6) отношение к перечню наиболее важных нравственных норм.

7) отношение к иерархии нравственных норм.

8) отношение к содержанию отдельных норм.

Субъектом отношений нравственности может выступать личность, группа или все человеческое сообщество. Таким образом, по субъекту психологические отношения нравственности можно разделить на несколько уровней: отношения личности, социальных групп (от малой группы до конкретно-исторического общества) и человечества в целом. Этико-философский анализ позволил сделать вывод о том, что на протяжении истории человечества происходит трансформация отношений нравственности, которая подчиняется некоторым закономерностям. Это позволяет говорить об эволюции этики, отражающей историю борьбы человечества за свободу личности сначала с религиозной, затем с политической властью, и наконец, с властью общественного мнения и, в то же время, историю поиска основ кооперации и совместного существования людей.

Далее схематически представлена структура отношений нравственности, включающая субъект-объектные и субъект-субъектные составляющие (рис. 1).


Структура психологических отношений нравственности

Рис. 1. Структура психологических отношений нравственности.


Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм - один из аспектов отношений нравственности, тесно связанный с моральным поведением. Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм представлено в сознании субъекта в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки, связанные с нравственной регуляцией. Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм является одним из компонентов психологических отношений нравственности, а именно, конативным (поведенческим) компонентом.

Психологические отношения нравственности являются социально-психологическими отношениями. В современной социальной психологии не существует единства по поводу определения социально-психологических отношений. В.П. Позняков определяет их следующим образом: «социально-психологические отношения (межгрупповые и межличностные, внутригрупповые) являются субъективным отражением объективных социальных связей и отношений, складывающихся между индивидами и группами как субъектами этих отношений, в сознании представителей этих групп». И.Р. Сушков предлагает более широкий подход к определению социально-психологических отношений: «социально-психологические отношения - это отношения, опосредованные социальным качеством». По мнению И.Р. Сушкова, если субъект или объект психологического отношения выступает элементом социальной системы, то отношение является социально-психологическим.

В методическом плане несомненный интерес представляют свойства (параметры) психологического отношения, выделенные в результате различных эмпирических исследований как психологического отношения так и его аналогов (например, аттитюдов). В.Н. Мясищев выделял четыре существенных момента в характеристике личности, определяющих систему ее психологических отношений. Во первых, направленность личности. «В это понятие входят обусловленные всей общественной практикой отношения личности, т.е. ее взгляды, убеждения, оценки, вкусы, интересы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности); опыт личности, объем ее общественных связей, сложность ее взаимоотношений с действительностью, широта и глубина, с которой сознается и перерабатывается человеком сама действительность - все это меняется в процессе общественного развития личности, относительно не зависит от направленности и составляет второй существенный момент в характеристике личности - ее уровень, выражающий определенное функциональное и, прежде всего интеллектуальное развитие личности. Уровень и направленность не определяют вполне характера реакций и способа действий и переживаний. Третьим существенным моментом является структурный аспект личности. Ее структурная характеристика и освещает нам человека со стороны его цельности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхностности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций. Наконец, четвертым моментом является динамика темперамента, характеризуемая степенью эмоциональности, степенью возбудимости, силой и темпом реакций. Личность - система отношений. Характеризуя личность ее направленностью, уровнем, структурой и динамикой, мы тем самым характеризуем и ее отношения». Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, П. Миниард отмечают, что отношения могут меняться по нескольким характеристикам, или свойствам. Одно из них - свойство валентности. Валентность показывает является ли отношение положительным, отрицательным или нейтральным. Отношения различаются по уровню (экстремальности, силе), т.е. интенсивности симпатии-антипатии. Еще одно свойство отношения - степень стабильности (устойчивость, сопротивляемость, постоянство), которая показывает насколько отношение подвержено изменениям под влиянием различных факторов (например, с течением времени). Для нашего исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм как многомерного динамического явления было отобрано три основных параметра: уровень отношения, устойчивость отношения во времени и гибкость (степень дифференциации уровня отношения при взаимодействии с различными людьми). Мы предполагаем, что критерием гибкости отношения к соблюдению нравственных норм выступает психологическая дистанция с представителями различных социальных категорий.


Купрейченко Алла Борисовна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности
Вернуться к списку публикаций