2012-02-17 12:08:08
ГлавнаяПедагогика и психология — Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий



Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий


Психологическая дистанция - определение и место в системе понятий.

Проведенный теоретический анализ позволил определить место понятия «психологическая дистанция» в системе более общих психологических понятий. В содержании «психологической дистанции» соединены воедино когнитивные, эмоциональные и мотивационные аспекты. Это позволяет считать, что по своей природе она есть психологическое отношение (интегральный показатель психологического отношения). Развернутое определение психологической дистанции выглядит следующим образом. Психологическая дистанция - результат категоризации индивидом окружающего мира, представляет собой психологическое отношение к объекту социального, материального, идеального мира, представленное в сознании индивида в пространственных эмоционально окрашенных образах. Частным случаем психологической дистанции является социально-психологическая дистанция, т.е. отношение к социальному объекту. Мы разделяем понятия психологическая и социальная дистанция. Социальная дистанция - объективно существующее различие в положении индивидов в социальной системе (различие в статусах, ролях и т.д.). И социальная и психологическая дистанция возникают на основе реальных социальных, экономических, политических, национальных различий между группами, к которым принадлежат взаимодействующие индивиды. Однако, психологическая дистанция предполагает субъективное восприятие этих и других различий. Психологическая дистанция может существовать и тогда, когда социальной дистанции нет. Верно и обратное: личность может воспринимать одинаковой психологическую дистанцию до субъектов, находящихся на различной социальной дистанции.

На основании теоретического анализа было сделано предположение о существовании единых факторов психологической дистанции как для межличностных так и для межгрупповых отношений. Эмпирические исследования психологической дистанции A.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко и М.И. Федоровой подтвердили это. Были выделены следующие факторы психологической дистанции: приязнь, поддержка (надежность), единство, фактор зависимости партнера и фактор зависимости от партнера, заинтересованность в контактах, формальность контактов. Дальнейшее изучение может внести изменения в структуру факторов. Например, факторы единства, поддержки (надежности) являются компонентами межличностного доверия. Таким образом, доверие - один из структурных компонентов психологической дистанции. В литературе нет единого общепринятого определения понятия «доверие», которому посвящены работы Э. Эриксона, Л. Хосмера, Т.П. Скрипкиной, П.Н. Шихирева, А.Л. Журавлева и В.А. Сумароковой, Р. Левицки, М. Стивенсона, Б. Банкер и многих других. Качественный анализ показал, что у групп менеджеров и студентов разное понимание доверия. В исследовании Л.Л. Дикевич у различных социальных и возрастных групп фактор доверия содержит абсолютно несовпадающие переменные. Переменные, которые некоторые исследователи, например, Р. Левицки, М. Стивенсон, Б. Банкер используют как показатели доверия, совпадают с критериями (факторами) психологической дистанции. Например, по мнению Л. Хосмера и других авторов, возможность контролировать и расчет несовместимы с понятием доверия. Таким образом, исследуя феномен доверия и понимая, что доверие является одной из важнейших детерминант межличностного и межгруппового поведения, исследователи часто не стремятся разграничить его с другими факторами, влияющими на поведение (факторами психологической дистанции). Неслучайно, после переработки методики Левицки, Стивенсона, Банкер, состоявшей первоначально из 50 утверждений, были исключены 35, причем именно те, что относятся к следующим показателям: возможности контролировать и отношениям зависимости, приязни, надежности, поддержке, взаимным обязательствам, чувству ответственности. По нашему мнению, они являются частью другого, более общего феномена - психологической дистанции. Поставленная задача устранения концептуальной несогласованности требует анализа факторной структуры феномена доверия. На основании теоретического анализа работ ряда исследователей можно выделить факторы, наиболее часто упоминаемые разными авторами и хорошо ими обоснованные: предсказуемость (знание), надежность, сходство (единство, тождественность). Более подробно это рассмотрено в отдельных работах, посвященных разработке авторской методики доверия личности другим людям.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил определить следующие понятия:

1. Психологические отношения нравственности - эмоционально окрашенные представления и оценки объектов, явлений и событий, связанных с нравственностью и нравственной регуляцией жизни общества, группы или личности. Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм является одним из структурных компонентов психологических отношений нравственности, а именно, конативным (поведенческим) компонентом. Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм представлено в сознании субъекта в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки, связанные с нравственной регуляцией.

2. Психологическая дистанция - результат категоризации индивидом окружающего мира, представляет собой психологическое отношение к объекту социального, материального, идеального мира, представленное в сознании индивида в пространственных и кинестетических эмоционально окрашенных образах. Выделены факторы психологической дистанции: приязнь, поддержка (надежность), единство, фактор зависимости партнера и фактор зависимости от партнера, заинтересованность в контактах, формальность контактов.

3. Доверие личности другим людям (межличностное доверие) является одним из структурных компонентов психологической дистанции и определяется факторами единства и надежности.


Купрейченко Алла Борисовна



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Психологическая дистанция как критерий гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм
Идея свободной причинности в психологии
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования
Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада
Вернуться к списку публикаций