2012-02-17 12:08:08
ГлавнаяПедагогика и психология — Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий



Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий


Анализ факторов категоризации социального окружения.

Из числа факторов, влияющих на процесс категоризации групп, наибольшее внимание психологов привлекают фактор группового статуса и фактор подобия аттитюдов групп. Высокостатусная группа отрицает подобие и увеличивает межгрупповую дистанцию. При нестабильности статусного равновесия схожие группы обнаруживают больше предубеждения, чем несхожие. В группах, где статус не затрагивается, - наоборот. Индивиды, обладающие властью, рассматривали других как объект манипуляций и выражали стремление сохранять социальную дистанцию. И.Р. Сушков выделяет и другие факторы, которые влияют на процессы взаимодействия групп: способы распределения ответственности между группами, физические характеристики групп (характеристики групповых границ, социально-психологическая плотность, относительная величина групп), динамические характеристики взаимодействия (число и модальность контактов). Существуют противоречивые данные о том, снижает ли увеличение числа (времени) контактов с внешней группой предубеждение против нее. Эксперименты М. Шерифа показали, что обычно изучаемая сеть симпатий и антипатий, при всем ее значении, фактически подчиняется содержанию деятельности. То есть, эмоциональная оценка другой группы зависит от того, какое взаимодействие имеет место: совместное, сотрудничающее или конкурентное.

Интересен теоретический анализ П. Сорокина, основной посылкой которого является видение индивида как участника многих общественных структур, рассматриваемых им как сложная сеть взаимопроникающих друг в друга социальных систем и подсистем. Проблема общественной дифференциации решается им, исходя из внутригруппового различия статусов индивидов. Под социальным статусом П. Сорокин понимает совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид. П. Сорокин провел теоретическую работу по поиску факторов, единых как для межличностного, так и межгруппового взаимодействия. Наиболее важными модальностями, которые приводят к различным формам интеракций социальных групп и систем, являются: одно- и двусторонняя интеракция, ее экстенсивность и интенсивность, длительность, направленность и организация. Одно- и двусторонняя интеракция - взаимозависимость сторон - может быть равной или одна сторона сильнее влияет на другую; чем более экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем больше связаны и зависимы жизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон. Длительность определяется как процесс влияния одной стороны на другую, при этом неважно встречаются индивиды или нет. Направленность интеракции может быть солидарной, антагонистической или смешанной. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Организованное взаимодействие существует при наличии четкой схемы распределения прав, обязанностей, функций для каждого индивида.

Необходимо выяснить, какие факторы влияют на категоризацию на межличностном уровне: те же самые, что и на межгрупповом, или принципиально иные? Проведя анализ эмпирических исследований других авторов, А.А. Кроник и Е.А. Кроник выделяют следующие группы факторов, влияющих на категоризацию на межличностном уровне: при анализе социальных ориентаций Р. Мюллюниеми выделяет: «привязанность-враждебность», «подчинение-доминирование»; М. Wish, S. Kaplan в межличностных отношениях обнаружили влияние факторов: «интимность-формальность», «кооперация-конкуренция», «равенство-неравенство»; В.В. Столин описал факторы: «близость-удаленность», «симпатия- антипатия», «уважение-неуважение». На основании теоретических рассуждений А.А. Кроник и Е.А. Кроник показали, что «основные типы значимых отношений располагаются в трех координатах: дистанция, позиция, валентность. Эти типы соответствуют крайним точкам пространства отношений». Этот вывод не подкреплен эмпирическими исследованиями. Можно спорить о том, представляет ли собой «позиция» отдельное измерение или, являясь проявлением статуса, выступает одним из компонентов «дистанции» и т.д. В своих исследованиях Н.Н. Обозов анализирует основные типы межличностных отношений (приятельские, товарищеские и дружеские). Для товарищеских отношений характерно сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, межличностные отношения характеризуются устойчивостью и взаимным доверием. По мнению И.С. Кона, дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью. Дружеские отношения всегда имеют какое-то общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются, и одновременно предполагают взаимную привязанность. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую, практически-действенную) и эмоционально- экспрессивную (эмоционально-исповедальную) типы дружбы. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Авторы справочного руководства «Современная психология» считают: «Недостаточно изучена проблема критериев дружеских отношений. Одни исследователи относят к ним взаимопомощь, верность и психологическую близость, другие указывают на компетенцию в общении с партнерами, заботу о них, поступки и предсказуемость поведения».

То есть, уже на межличностном уровне значимыми становятся не только эмоциональные факторы, но и факторы статуса, власти, мотивации - даже в близких отношениях они тесно переплетаются. Необходимо выяснить, присутствуют ли во взаимоотношениях личности с представителями психологически удаленных социальных категорий такие феномены как: привязанность, симпатия, доверительность и т.п., какую они имеют степень выраженности или стадию развития (как, например, стадии развития доверия у Р. Левицки, М. Стивенсон и Б. Банкер). Можно было бы предположить, что, по мере увеличения психологической дистанции, уменьшается значение факторов симпатии, привязанности и т.п. Однако это, скорее всего, не так: эмоциональный компонент - неотъемлемая часть психологического отношения, и следовательно, при восприятии удаленных групп проявляются такие чувства как приязнь, симпатия, или, напротив, неприязнь, антипатия, т.е. отношение к психологически далеким группам тоже может быть эмоционально окрашено.

Коллективом авторов в составе А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко и др. была проведена серия эмпирических исследований факторной структуры психологической дистанции. Один из этапов исследования был посвящен изучению имплицитных представлений личности о феномене психологической дистанции. Двадцати испытуемым было предложено в свободной форме описать: 1) по каким критериям они разделяют свое социальное окружение на категории с разной степенью психологической близости - удаленности; 2) какие чувства они испытывают по отношению к представителям близких и дальних социальных категорий. При обработке описаний учитывались все критерии и чувства, выделенные испытуемыми, независимо от частоты упоминания. В качестве критериев категоризации были названы: статус, доверие, заинтересованность в контактах, плодотворное взаимодействие, длительность контактов, отношения зависимости, степень взаимного влияния, вид взаимодействия, общие цели, задачи, общие культурные традиции, единые поведенческие нормы, полнота информации. В отношениях с психологически близкими категориями присутствуют: любовь, понимание, поддержка, комфорт, естественность поведения, забота, взаимное доверие, общие интересы, общие ценности, взаимопомощь, ощущение единства, удовлетворенность контактами. Для отношений с психологически далекими категориями характерно: отсутствие заботы, внимания, различные интересы, неприязнь, отсутствие доверия, различные цели, интересы, вынужденное взаимодействие, отсутствие непосредственных контактов, отсутствие ответственности, отчужденность, неестественность поведения.

Как видно из результатов, критерии категоризации социального окружения во многом совпадают с факторами, выделенными в приведенном выше теоретическом анализе: статус, сходство аттитюдов, мотивационные факторы, эмоциональная оценка. Второй важный вывод - нет существенной разницы между критериями категоризации ближайшего окружения и удаленных групп. Качественный анализ описаний испытуемых показал, что некоторые критерии существенно меняют степень выраженности и знак в зависимости от психологической дистанции, другие, хотя и оказывают, по мнению испытуемых, влияние на категоризацию (например, отношения зависимости), но присутствуют примерно в равной степени как при характеристике самых близких, так и самых удаленных групп. Наименьший уровень «зависимости» отмечается ими в отношениях с группами, находящимися на средней дистанции. Чувства симпатии максимальны с близким кругом, затем они уменьшаются до безразличия, далее возрастает антипатия, однако, по отношению к наиболее удаленным группам опять чувствуется безразличие (т.е. «пилообразная» зависимость). Таким образом, становится понятно, что психологическая дистанция имеет сложную структуру, отдельные компоненты которой могут изменяться нелинейно при возрастании психологической удаленности социальных групп.

Эти результаты послужили основой для более глубокого анализа факторной структуры психологической дистанции, проведенного М.И. Федоровой под руководством А.Б. Купрейченко. Была высказана гипотеза, что факторная структура психологической дистанции отличается у различных групп молодежи. В исследовании принимали участие две группы молодежи - студенты дневного отделения ВУЗов, возраст от 20 до 25 лет (20 человек) и работающая молодежь, возраст от 20 до 30 лет (19 человек). Была продолжена апробация методики исследования психологической дистанции, она была расширена - добавлены характеристики контактов с представителями различных категорий (формальные, вынужденные, добровольные) и некоторые другие показатели. Испытуемые отмечали наличие показателей в своих отношениях с представителями четырех категорий. Первая категория - люди находящиеся на самой близкой психологической дистанции, четвертая - на самой дальней.

Результатом исследования явилось построение факторной структуры психологической дистанции. Были выделены следующие факторы: приязнь, поддержка (надежность), единство, фактор зависимости партнера и фактор зависимости от партнера, заинтересованность в контактах, формальность контактов. Анализ факторов категоризации показывает, что при определении психологической дистанции имеют место как эмоциональные компоненты - «приязнь», так и когнитивные - «заинтересованность в контактах». И те и другие можно отнести к «внутренним» составляющим, в то же время, выделены «внешние» - «отношения зависимости». Кроме того, можно выделить инструментальные составляющие, проявляющиеся на поведенческом уровне - например, «поддержка». Следовательно психологическая дистанция имеет сложную многокомпонентную структуру.

Выявлена групповая специфика психологической дистанции. Эти различия особенно значительны для отношений с самым близким кругом. Так, для студентов наиболее важно чувствовать приязнь и надежность, а для работающей молодежи важнее ощущение единства и независимости партнера. Также важны различия у двух групп молодежи в отношениях с 3-м кругом. Студенты относят к нему людей, от которых зависят, которые их контролируют и к которым они испытывают неприязнь. Работающая молодежь в отношениях с этим кругом отмечает отсутствие взаимного интереса. Видно, что для студентов при разделении социального окружения по критерию психологической дистанции более характерны эмоциональные оценки (фактор приязни), для работающей молодежи большее значение имеет наличие общих интересов.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Реализация модели благотворительного ясли - сада
О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста
Анализ современных концепций адаптации к профессиональной деятельности
Процесс каузальной атрибуции
Общая педагогика
Вернуться к списку публикаций