2012-02-17 12:08:08
ГлавнаяПедагогика и психология — Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий



Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий


Основные подходы к изучению психологической дистанции.

Начиная с 20-х годов, ведущие социологи и психологи спорят о сущности понятий социальная и/или психологическая дистанция. Р. Парк подразумевал под социальной дистанцией ступени и уровни понимания и интимности, характеризующие межличностные и общественные отношения. Против трактовки социальной дистанции как субъективного чувства симпатии или неприязни выступил П. Сорокин: реальную основу социальной дистанции составляют объективные (социальные, экономические, политические, профессиональные, биоантропологические и демографические) различия между социальными группами. В психологии общения для описания психологического пространства между общающимися сторонами в числе других используется понятие «дистанция - функция от межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры... Но нередко это препятствия смысловые или духовные».

Таким образом, независимо от используемой в литературе терминологии (социальная, психологическая, «симпатическая» и т.п. дистанция), можно выделить три основных подхода. Первый подход характерен для изучения межличностных отношений, он не рассматривает принадлежность к социальным группам. Дистанция между людьми определяется, в основном, их симпатиями и взаимопониманием. Второй подход характерен для исследований межгрупповых отношений. Дистанция определяется объективными социальными, экономическими, национальными и другими различиями. Третий подход: в психологии общения под дистанцией нередко понимается физическое расстояние, которое индивид стремится сохранить между собой и другим человеком. Определение, данное в «Философском энциклопедическом словаре», отражает перечисленные основные подходы: «Дистанция социальная - степень ощущаемого различия собственной социальной группы от той, к которой принадлежат другие участники взаимодействия. В социальной психологии термин «Дистанция социальная» используется для сравнительного описания психологической близости между людьми, при этом различают интимную, личностную и публичную дистанцию как вариации расстояния, которое предпочитает удерживать индивид между собой и партнером по общению.

Минимальная «Дистанция социальная» выражается в полноте и дозволенности проявления чувств, непосредственности, открытости индивида в отношениях с партнером. Но чем больше «Дистанция социальная», тем сильнее замкнутость, недоверие к представителям иной группы, желание свести к минимуму необходимое общение. Дистанция социальная возникает на основе реальных экономических, политических, культурных, национальных различий между социальными группами, к которым принадлежат взаимодействующие индивиды».

Методические разработки велись, в основном, в русле первого подхода. Первая из методик - Шкала социальной дистанции Е. Богардуса - измеряет общую степень взаимопонимания и близости в личных и социальных отношениях, степень влияния одного индивида на другого и предназначена для изучения реальных и потенциальных конфликтов: трудовых, межэтнических и других. С незначительными вариациями этот прием использовался для измерения дистанции, связанной с расовой и региональной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, а также для измерения дистанции между детьми и родителями. Основа Шкалы «психологической близости» (модификация Шкалы «симпатической дистанции» Д. Фелдса, предназначенной для измерения готовности к контакту медицинского работника с бывшим пациентом психиатрической больницы), не затрагивает принадлежность другого человека к определенной социальной категории, на которые индивид делит свое социальное окружение, а касается индивидуальных особенностей оцениваемого человека. К этому же классу может быть отнесена Шкала дистанции до индивидуума А. Моля. С целью измерения психологической дистанции, наряду с перечисленными шкалами, применяются графические приемы. Несколько приемов разработаны А.А. Кроником и Е.А. Кроник.

Недостатки существующих методик, не выделены отдельные факторы психологической дистанции, а также, затруднена интерпретация результатов. Еще один недостаток - принято считать, что критерии дистанции на межличностном уровне принципиально иные нежели критерии на межгрупповом уровне. Вместе с тем, как отмечал Г. Тэджфел, любое межиндивидное взаимодействие можно расположить на континууме между двумя полюсами: чисто межличностное отношение - чисто межгрупповое. По его мнению, если чисто межличностное отношение реально не существует и даже абсурдно, то напротив, чисто межгрупповое отношение, т.е. взаимодействие людей как представителей групп, отнюдь не фикция. Можно предположить, что психологическая дистанция - явление, охватывающее весь континуум взаимоотношений, поэтому факторы, выступающие критериями психологической дистанции, идентичны как для межличностного так и межгруппового уровней. Различной может быть степень их значимости, уровень и знак. Наиболее точно проверить данное предположение можно, лишь изучив факторную структуру рассматриваемого феномена. Основная задача, описываемого ниже теоретического анализа - выявить систему универсальных факторов категоризации личностью ее социального окружения, лежащих в основе феномена психологической дистанции и действующих в любой ситуации социального взаимодействия (т.е. факторов психологической дистанции).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Наследие функционализма: прикладная психология
Об ассоциальном влиянии ролевых компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Эволюции менеджмента в производственной сфере - объективная предпосылка педагогического менеджмента
Виды мышления
Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Вернуться к списку публикаций