2012-02-17 11:33:55
ГлавнаяПедагогика и психология — Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм



Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм


Подробно процедура оценки количества экспертов описана В.Н. Холоповым и P.M. Хвастуновым. Оценка проводится в самом начале работы, когда проведен опрос первых 5-7 экспертов. Для расчета была принята вероятность появления оригинальных решений а=0,05. Результат - необходимо 37 экспертов. Нами были задействованы 45 экспертов психологов, которые генерировали все возможные варианты решения проблемных ситуаций.

Необходимо было проверить две гипотезы: 1) ответы проявят направленность личности на себя, на общение, на дело из методики диагностики направленности личности Б. Басса. 2) правдивость и справедливость, как было показано выше, часто вступают в противоречие в российском самосознании, и возможно, являются двумя полюсами одной шкалы. То же можно предположить о соотношении принципиальности и ответственности, если понимать под принципиальностью ответственность перед самим собой.

Анализ результатов позволил сделать некоторые заключения. Трудно сказать какая направленность личности более нравственна: на дело или на людей (на общение). Игнорирование интересов коллектива приводит к потере доверия и ухудшению результатов работы. Выяснилось, что в реальных ответах возможно проявление одновременно двух направленностей личности. Можно предположить, что наиболее нравственны поступки, ориентированные одновременно на выполнение работы и отношения в коллективе. Пример - вопрос №15: По вине коллеги произошло происшествие, о котором знаете только Вы. Как Вы поступите?

1) Доведу до сведения руководства

2) Смотря какие последствия и причины

3) Скажу, если хочу отомстить

4) Обсужу сначала с ним

5) Помогу исправить последствия

6) Не скажу, если это может повредить ему

7) Если непреднамеренно, не скажу никому

8) Не скажу, чтобы не портить отношения

9) Промолчу, если нуждаюсь в нем

10) Не скажу, если меня не вынудят

Наиболее предпочтительным с точки зрения ответственности можно считать ответ №5 (направленность на дело и на отношения с людьми одновременно). На этом примере хорошо видно, что ориентация на себя может привести к полярным с точки зрения нравственности ответам: №3 и №9. Вопрос №7 подтверждает это: Вам для дела необходимы дополнительные ресурсы вне очереди. Ваши действия?

1) Ради дела добьюсь любым путем

2) Если они под рукой - воспользуюсь

3) Дождусь момента, когда они станут доступны

4) Договорюсь с другими из очереди в обмен на что-то

5) Буду требовать аргументируя, что они мне нужнее, чем другим

6) Попрошу в другом месте

7) Попробую обойтись без них

8) Буду ждать очереди, если другим нужнее

9) Буду ждать очереди - порядок, есть порядок для всех без исключения.

Ответы с 1 по 6 являются проявлением направленности личности на дело, но очень различны с точки зрения нравственности: №№ 4 и 6 можно считать проявлением честности, а №№ 1 и 2 в духе принципа «цель оправдывает средства». Кроме того важно отметить, что направленность личности на себя неоднородна - это и жесткое следование нравственным принципам и эгоистичная беспринципность.

Таким образом, в результате индуктивного этапа был получен набор из 38 вопросов предположительно оценивающих отношение к соблюдению нравственных норм по 5-ти шкалам (правдивости, справедливости, ответственности, терпимости, принципиальности). Следующий этап исследования представляет собой экспертную оценку внешней валидности шкал.

Дедуктивный этап. 40 психологов (выпускники Высшего психологического колледжа) анализировали принадлежность вопросов к пяти шкалам (правдивости, справедливости, ответственности, принципиальности, терпимости) и верность дифференциации вариантов ответов. Для этого экспертам был предложен список из 38 вопросов с тремя вариантами ответов и специальный бланк экспертной оценки. Был установлен порог в 80% положительных экспертных оценок. Большинство вопросов преодолели барьер. Подтверждением надежности экспертной оценки явился следующий факт. Вопрос № 29 (В каких случаях Вы признаете право на равное вознаграждение?) первоначально был отнесен к шкале ответственности. Тридцать три эксперта из сорока оценили его отрицательно, причем пятнадцать экспертов указало на его принадлежность к шкале справедливости, куда он и был в результате помещен. Эксперты вносили изменения в варианты ответов и их дифференциацию по уровню. Эти предложения, также, учитывались.

Вопросы и ответы, получившие положительную оценку экспертов легли в основу шкал измерения отношения к соблюдению нравственных норм. Каждый вопрос имел три варианта ответа, различающихся по уровню отношения к соблюдению нравственных норм. Для того чтобы количественно оценить уровень отношения, каждому варианту ответа был присвоен «вес», выраженный в баллах.

На основании результатов экспертной оценки можно сделать ряд выводов. Во-первых, создание шкал отношения к соблюдению нравственных норм (шкал ОСНН) возможно, поскольку, большинство вопросов преодолели 80-ти процентный барьер, и следовательно, в обыденном сознании существует достаточно четкое представление о каждом из 5-ти нравственных качеств (правдивости, справедливости, ответственности, терпимости и принципиальности). Во-вторых, не обнаружено связи шкал ОСНН со шкалами направленности личности на дело, на себя, на общение. В-третьих, в ряде ситуаций возникает противоречие между нравственными нормами, например, между правдивостью и справедливостью, между ответственностью и правдивостью, между принципиальностью и ответственностью, но также встречаются случаи когда поступок несправедлив и неправдив одновременно или беспринципен, и в то же время, безответственен. Т.е. гипотеза о том, что правдивость и справедливость являются двумя полюсами одной шкалы, не подтвердилась. То же можно сказать о соотношении принципиальности и ответственности.

Следующий шаг в работе над шкалами - условиться, что считать максимумом и минимумом каждой шкалы. Показатели для каждой шкалы приведены в таблице 1.


Таблица 1.

Полюса шкал отношения к соблюдению нравственных норм.


Шкала

Максимум

Минимум

Терпимости

Терпимость к особенностям и слабостям других в любой ситуации.

Терпимость к слабостям и особенностям других крайне редко.

Принципиальности

Неукоснительное следование собственным принципам, иногда во вред себе, другим, делу.

Изменить своим принципам ради выгоды или ради других людей.

Справедливости

Решения с точки зрения равенства прав, а не с точки зрения правдивости или законности.

Пассивная позиция в случае нарушения прав других людей или собственных.

Правдивости

Неприемлемость лжи ни при каких условиях.

Возможность нечестного поведения ради собственной выгоды.

Ответственности

Принятие ответственности на себя за дело и за других людей всегда, когда это потребуется.

Принятие ответственности только в случаях, оговоренных официально.


Достоинства и недостатки шкал. Понятно, что установленные показатели минимума и максимума шкал являются относительными и могут считаться верными только в нашей стране, в конкретный исторический момент и для оговоренных социальных групп. Это является ограничением шкал, но одновременно и достоинством, т.к. приближение к реальной изучаемой действительности повышает прогностическую способность. Вопросы носят не обобщенный, а личный характер, в то же время сделана попытка избежать социально желательных ответов, сделан упор на мотивы поступка. Учтено влияние ситуации.

Некоторые методические подходы на основе шкал ОСНН.

На основе разработанных шкал ОСНН возможна разработка целого спектра методик в зависимости от целей и условий исследования. Ниже представлено 3 различных подхода.

Подход к психологическому отношению, как многомерному, динамическому явлению. Нами сделана попытка измерить с помощью одной методики одновременно три параметра отношения: уровень выраженности, гибкость и устойчивость во времени. Предварительное исследование показало, что в сознании испытуемых существует четкая дифференциация социальных групп в зависимости от психологической дистанции. На основании предложенного подхода создана трехмерная методика ОСНН. Назначение методики - научный интерес представляет поиск связей характеристик психологического отношения и других личностных диспозиций, практическое значение имеет измерение индивидуальных особенностей отношения к соблюдению нравственных норм. Дополнительные возможности методики: изучение корпоративной культуры и этики на основе оценки разбиения сотрудниками организации социального окружения на категории и различий в отношении к ним.

Структура методики. В методике заложена трехмерность характеристик: 1-ое измерение - гибкость, 2-ое - уровень выраженности переменной, 3-е - устойчивость во времени. Схематически это изображено на рис. 3. Для определения показателя «гибкости» (под которой понимается легкость изменения правил поведения по отношению к различным группам социального окружения, имеющим различную психологическую дистанцию по отношению к испытуемому) в опросник включено задание разделить социальное окружение на 4 категории по степени «близости», при этом предлагается список основных возможных составляющих этого окружения. Количество категорий (четыре) получено эмпирическим путем: выяснилось, что если каждый вопрос имеет только три варианта ответа, испытуемые выделившие большее число категорий демонстрируют детализацию, а не дифференциацию (т.е. дублируют варианты ответов для 2-х или 3-х последних кругов). Для каждой из 5-ти характеристик (правдивость, справедливость и т.д.) разработан блок задач, испытуемым необходимо выбрать один из трех вариантов ответа для каждого круга близости. Каждый вариант ответа имеет «вес», выраженный в баллах. Производится подсчет среднего балла по каждому блоку задач, что дает количественное выражение «уровня переменной». После каждой задачи испытуемый должен ответить, изменилось ли его мнение по этому вопросу за последние 10 лет (период радикальных изменений в стране) - показатель «устойчивости».


Три измерения отношения к соблюдению нравственных норм

Рис. 3. Три измерения отношения к соблюдению нравственных норм.


Апробация методики. Модификация методики для предпринимателей была апробирована в 1997-1998 г. Проведенное исследование отношения к нравственным нормам современных российских предпринимателей позволило подтвердить концептуальную модель: моральное поведение индивида характеризуется изменчивостью и, в то же время, имеет ряд выраженных индивидуальных особенностей. Различная психологическая дистанция влияет на выбор правил морального поведения. Построенная в результате исследования факторная структура отношения к соблюдению нравственных норм оказалась близка к положенной в основу опросника структуре из 5-ти нравственных качеств. Результаты апробации методики позволяют считать ее пригодной для дальнейших исследований.

Достоинства и ограничения методики. Основное достоинство - многомерность измеряемых характеристик. Методика позволяет учесть влияние ситуации, психологической дистанции, культурно-исторические особенности. Последнее является одновременно и ограничением методики.

Экспресс-подход (прикладной). Для решения ряда задач, в основном прикладного характера, достаточно оценить только один основной параметр отношения к соблюдению нравственных норм, а именно, уровень. Измерение уровня отношения можно проводить в форме стресс-интервью или в форме заполнения бланка опросника. В обоих случаях вопросы могут предлагаться в открытой или закрытой форме. Таким образом, возможно как минимум 4 вида экспресс-методик ОСНН: интервью с открытыми вопросами, интервью с предлагаемыми вариантами ответов, опросник с открытыми вопросами и опросник с фиксированными вариантами ответов. У каждого вида экспресс-методик есть свои особенности. Преимущество открытой формы в том, что она позволяет наиболее полно учесть особенности задачи и оказывает наименьшее влияние на испытуемого, в то же время открытая форма труднее в интерпретации и требует специальной подготовки исследователя. Опросник или интервью в закрытой форме ускоряет процесс проведения и упрощает обработку результатов.

Деловая игра. Третий подход - деловая игра. Достоинство этого метода оценки отношения к соблюдению нравственных норм - наименьшее влияние на испытуемых, в то же время, максимальная личная вовлеченность. Для проведения необходим высокий уровень специальной подготовки наблюдателей, довольно значительные затраты на подготовку и анализ результатов. Деловая игра может выступать одним из этапов тренингов по этике, целью которых является углубление понимания и усвоение этических законов организации, а также прояснение этических основ управленческих решений. Понятно, что анализ результатов деловой игры невозможен без шкалы отношения. С использованием шкал ОСНН можно проводить анализ отношения к соблюдению нравственных норм многих известных деловых игр. Предложенная игра применима и для проведения экономикопсихологических исследований. Так как экономическое поведение и деловая этика труднодоступны для изучения с помощью классического эксперимента, именно игровые методы позволяют приблизится к прогнозу реального поведения людей. В процессе игры искусственно создается кризисная ситуация, вызывающая конфликт интересов и предполагающая нравственный выбор. Наблюдатель оценивает как участники учитывают интересы коллектива, конкурентов, вышестоящих и нижестоящих лиц. Например, наглядно видно легко ли даются невыполнимые обещания, что позволяет судить о правдивости человека.

Выводы по результатам разработки методического инструментария.

1. Созданы шкалы, которые учитывают не только современные российские культурно-исторические особенности, но и особенности социальных групп предпринимателей и менеджеров, а также влияние ситуации и психологической дистанции с представителями различных социальных категорий.

2. Применение шкал ОСНН рассмотрено на базе трех методических подходов. Первый - подход к психологическому отношению, как многомерному, динамическому явлению (трехмерная методика ОСНН). Второй - прикладной подход (экспресс-методики ОСНН). Третий подход - деловые игры.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Использование изобразительной деятельности в психологической практике
Индивидуальный стиль деятельности
Образ мира и психологическое изучение мышления
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Вернуться к списку публикаций