2012-02-17 11:33:55
ГлавнаяПедагогика и психология — Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм



Программа эмпирического исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм


Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональной этики. Л. Нэш отмечает как основную особенность следующее - этика бизнеса не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом. Деятельность предпринимателей и менеджеров коммерческих предприятий не носит деонтологический характер, нормы этики этих социальных групп не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются силой воздействия общественного мнения. Специфика этих групп заключается в том, что цель деятельности - получение прибыли - создает множество моральных проблем. Следовательно, одной лишь силой общественного мнения обеспечить нравственное поведение предпринимателей и менеджеров вряд ли возможно. Несмотря на то, что скептицизм по поводу самой возможности существования этики в бизнесе был распространен довольно долго (а в нашей стране широко распространен до сих пор), профессионалы бизнеса и широкие слои общественности всегда разделяли глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в бизнесе приведет к получению всеобщей выгоды. Интерес к этическим проблемам бизнеса очень высок за рубежом, а в последние годы растет научный интерес к этике бизнеса в России. Можно сделать вывод, что особенности профессиональных нравственных норм заключаются в следующем - границы некоторых норм шире, но в то же время, условия и ситуации, в которых норма может нарушаться строго регламентированы. Для специалистов, работа которых сопряжена с риском или связана со здоровьем и безопасностью людей (медиков, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и др.), эти ситуации закреплены в служебных документах. У предпринимателей и менеджеров служебных документов нет и, поэтому, правила действия в ситуациях нравственного выбора закреплены в гласных и негласных соглашениях, которые и определяют собой специфику этики бизнеса.

Влияние особенностей работы и профессии на отношение к нравственным нормам не однозначно. На первый аспект указала Л.И. Анцыферова, анализируя проблему связи морального сознания с нравственным поведением человека по материалам исследований Л. Колберга и его школы. Моральное содержание работы (т.е. насколько она делает необходимым принятие моральной ответственности за себя и других людей) является важным фактором достижения моральной зрелости. Не всякая работа открывает возможности для дальнейшего развития. Так, например, в отличии от врачей, респондент-юрист обнаружил тип мышления, характерный для пятой стадии развития морали только после 40 лет. Однако, указывает Л.И. Анцыферова, в ходе своих исследований Л. Колберг пришел к выводу о том, что не существует прямой зависимости между предполагаемой профессией ответственностью (системой обязательств), а также, высшим образованием и достижением нравственной зрелости. Реальное поведение личности зависит от множества других факторов, в частности, от того насколько человек сензитивен к особенностям моральной ситуации, как он ее интерпретирует, что в свою очередь зависит от особенностей личности и предыдущего нравственного опыта. Второй аспект влияния профессии и работы на отношение к моральным нормам оказывает противоположное действие. У представителей профессий, предполагающих высокий уровень ответственности и частую необходимость морального выбора, быстрее чем у представителей других профессий будет происходить «профессиональная деформация личности» (ЦДЛ) и эмоциональное «выгорание». Термин «профессиональная деформация личности» был сформулирован в начале 20-го века П. Сорокиным, в настоящее время появилось достаточно большое количество психологических исследований ПДЛ. Следствием ПДЛ и «выгорания» является снижение эмпатии, равнодушие и, как результат, изменение поведения в ситуации морального выбора. Возникновение этих феноменов находится в прямой зависимости от условий, главным образом экономических и социальных, в которых приходится работать представителям той или иной профессии. Так например, оплата труда и объем выполняемой работы врачей или работников правоохранительных органов в России и развитых странах значительно различаются. Это различие может стимулировать процессы ПДЛ и «выгорания» россиян, которые будут оказывать влияние на отношение к соблюдению нравственных норм.

Важное место в формировании группового отношения к соблюдению нравственных норм оказывает принадлежность к определенной малой группе (группе членства, группе влияния). Так, исследования В.А. Токаревой показали приоритетность норм «групповой морали» присущих академической студенческой группе, членом которой является студент по сравнению с общей динамикой нравственных знаний отмеченной в лонгитюдном исследовании.

Вопрос об иерархии гендерных, классовых, возрастных, профессиональных и т.д. факторов чрезвычайно сложен. Можно было бы предположить, что наиболее сильно на отношения личности влияет отношение к нравственным нормам тех групп, с которыми индивид идентифицирует себя сильнее всего (наиболее «рельефная», по выражению Тэджфела, группа). Однако это не совсем так. Например, независимо от того на каком месте у женщин самоидентификация со своей гендерной группой, объективно существующая горизонтальная («женские» и «неженские» профессии и социальные роли) и вертикальная («стеклянный потолок» в карьерном росте) сегрегация женщин оказывает сильное влияние на деловую этику женщин и, в целом, на отношение женщин к нравственным нормам. Поэтому, наибольший интерес представляют исследования, в которых изучается влияние двух факторов одновременно. Упомянутые выше исследования В.П. Прядеина, Б.И. Хасана и Ю.А. Тюменевой показали примерно равное влияние факторов возраста и гендерного фактора на отношения нравственности. Интересны исследования влияния гендерного фактора и фактора принадлежности к профессиональной группе. Так, в исследовании учащихся юридического отделения лицея Е.Г. Беляковой выявлены профессионально специфические признаки правдивости с преобладанием мотивов справедливости и дисциплинарных. При этом установлено, что мотивационный компонент девушек отличается преобладанием «дисциплинарных» и «нравственно-рефлексивных» мотивов. В мотивационной структуре юношей преобладают мотивы самовыражения и справедливости. Исследования женщин предпринимателей показали, что бизнесмены-женщины иначе нежели мужчины оценивают влияние денег на собственную жизнь, в большинстве случаев, как «возможность помочь ближайшему окружению реализовать себя». В целом, у российских предпринимателей в настоящее время преобладает ориентация на индивидуальные этические стратегии. Но у женщин предпринимателей ярче выражена социальная ответственность. Исследование А.Е. Чириковой и О.Н. Кричевской показали, что женщины - бизнесмены в значительно большей степени, чем мужчины ориентированы на состояние и ощущение людей, которые рядом, или тех, за которых они несут ответственность. Сравнивая этические установки женщин и мужчин - бизнесменов авторы показали, что принципы и этичность бизнеса в целом у женщин «в большей степени детерминируются сложившимся нравственным императивом в обществе. Социальная ответственность женщин в предпринимательстве выше, нежели у мужчин. Проявлением этой социальной ответственности служит, с одной стороны, ориентация на гуманный менеджмент, как менеджмент, учитывающий человека во всех проявлениях, с другой - выраженные ориентации на благотворительность и социальную помощь». Эти особенности, по мнению А.Е. Чириковой и О.П. Кричевской, позволят женщинам-предпринимателям занять главенствующую роль в изменении этической парадигмы бизнеса и формировании социальных норм.

Важной особенностью представителей современного российского бизнеса является то, что они являются представителями первого поколения предпринимателей и менеджеров. Отношения к нравственным нормам в современном российском бизнесе только формируется и формируется под прямым воздействием отношений личностей современных российских представителей бизнеса. Эти и другие проанализированные в параграфе культурно-исторические особенности отношения к соблюдению нравственных норм современных российских предпринимателей и менеджеров должны быть учтены при создании методики. Они оказывают влияние на набор нравственных качеств, отношение к которым будет измеряться, на выбор поведенческих референтов каждого качества и на набор ситуаций, предлагаемых испытуемым. Эти условия схематически изображены на рис. 2.



Детерминация отношения к соблюдению нравственных норм современных российских предпринимателей и менеджеров

Рис. 2. Детерминация отношения к соблюдению нравственных норм современных российских предпринимателей и менеджеров.


Из приведенной схемы видно, что отношение к соблюдению нравственных норм формируется под воздействием как текущих условий жизнедеятельности групп, к которым принадлежат бизнесмены, так и под влиянием российского менталитета, а также, отношений нравственности тех групп, к которым индивид принадлежал до начала реформ. Эти влияния можно разделить на конструктивные: 1) понимание долгосрочной экономической выгоды этичного бизнеса, 2) потребность в положительной самооценке, позитивной групповой идентификации; и деструктивные: 1) получение сиюминутной выгоды от обмана партнеров, 2) неблагоприятные условия развития предпринимательства (налоговые, законодательные и т.д.), не способствующие честному бизнесу. Отношения нравственности представителей западного бизнеса могут оказать некоторое влияние, но из-за различий в объективных условиях ведения бизнеса, пока - довольно слабое. Это же относится к нравственным традициям российских предпринимателей 19-го - начала 20-го веков. Утрата физической преемственности осложняет преемственность духовную.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Индивидуальный стиль деятельности
Подростково-молодежные группировки - общественная опасность и типология
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Дополнительное образование как источник саморазвития, самоопределения и самореализации личности
Вернуться к списку публикаций