2012-02-17 11:09:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности



Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности


Содержание

  1. Эмпирическое исследование психологической дистанции как критерия гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Категоризация испытуемыми социального окружения по критерию психологической дистанции
    2. Различия в отношении к соблюдению конкретных нравственных норм: терпимости, принципиальности, справедливости, правдивости и ответственности.
    3. Психологическая дистанция как критерий гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
  2. Анализ групповых особенностей психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Сравнительный анализ отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм.
    2. Анализ гендерных различий отношения к соблюдению нравственных норм.
  3. Индивидуально-психологические особенности отношения к соблюдению нравственных норм.
    1. Анализ взаимосвязи параметров отношения к соблюдению нравственных норм и индивидуально-психологических характеристик.
    2. Факторы психологического отношения к соблюдению нравственных норм.
  4. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типы доверия личности.
    1. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    2. Психологические типы доверия личности другим людям.
    3. Взаимосвязь типов доверия личности другим людям и категоризации социального окружения.
    4. Сопоставление типов психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типов доверия личности другим людям.

Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типы доверия личности.

Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм

Выявление гендерных и профессиональных различий в отношении к соблюдению нравственных норм позволяет предположить существование нескольких типов отношения. Кластерный анализ всей выборки (161 человек) по методу К-средних позволил выделить четыре типа психологического отношения к соблюдению нравственных норм. Результаты представлены в графическом виде на рис. 11 и 12. На рис. 11 приведены основные показатели психологического отношения для каждого типа. Отчетливо видны отличия по показателям устойчивости, гибкости и уровня отношения. Так, один из типов (ряд 4) превосходит все остальные по уровню ОСНН терпимости, справедливости, правдивости, ответственности и общей порядочности (Т_, С_ , PRA_, О_, POR), а также, по парциальным и общему показателю устойчивости (UT, UP, UC, UPRA, UO, U_). Этот тип получил название - высоконравственный устойчивый. Он характерен для 48 человек из 161.



Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм

Рис. 11. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм.


Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм

Рис. 12. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм.


Второй тип (ряд 2) также имеет высокие показатели общей порядочности (POR) и устойчивости, но отношения к соблюдению норм отдельных нравственных качеств сильно различаются по уровню. Кроме того, этот тип имеет самые высокие показатели гибкости. На рис. 12 приведены данные по каждому кругу психологической дистанции. Тип №2 действительно очень гибок: ОСНН справедливости, правдивости и ответственности с первым кругом у него выше чем у остальных (Cl, PRA1, О1). Но с увеличением дистанции уровень ОСНН справедливости и ответственности (С4, О4) резко падает и является минимальным среди всех типов (рис. 12). Т.е. это люди чрезвычайно справедливые и ответственные с близкими и несправедливые и безответственные с дальними кругами психологической дистанции. Однако уровень ОСНН принципиальности (P1, Р2, Р3, Р4, Р_) и правдивости (PRA1, PRA2, PRA3, PRA4, PRAJ у этого типа довольно высок (принципиальность выше чем у остальных типов) (рис. 12). Этот тип может быть назван - принципиально- правдивый. Количество представителей - 37 человек.

Два остальных типа не отличаются высокими показателями уровня, гибкости и устойчивости отношения. Тип №1 (ряд 1, рис. 12) отличается высокой терпимостью (T1, Т2, Т3, Т4, Т_), но низкой правдивостью (PRAl, PRA2, PRА3, PRA4, PRA_) и низкой устойчивостью отношения (U1, U2, U3, U4, U_). Этот тип получил название - малоправдивый неустойчивый. Количество представителей - 38 человек.


Тип №3 отличается не только низким уровнем терпимости (T1, Т2, Т3, Т4, Т_), но и иным характером динамики терпимости (рис 12). У остальных типов с ростом психологической дистанции уровень ОСНН терпимости растет (ряд 1), или сначала растет, затем снижается в отношении четвертого круга (ряд 2, ряд 4). Для типа №3 (рис. 12) с увеличением дистанции терпимость снижается, а в отношениях с 4-м кругом немного возрастает (ряд 3). Тип №3 имеет самую низкую гибкость в вопросах терпимости, справедливости и ответственности (GT, GC, GO, G_), однако весьма гибок в вопросах правдивости (GPRA). Уровень общей порядочности (POR) у типа №3 минимален (рис. 11) Однако назвать его безнравственным нельзя, т.к. уровень ОСНН справедливости и ответственности в отношении третьего и четвертого кругов психологической дистанции (С3, С4 и О3, О4) у типа №3 выше чем у типа №1 и №2 (рис. 12). Т.е. несмотря на то, что люди 3-го типа часто несправедливы и безответственны с близкими, они более справедливы и ответственны чем остальные в отношении дальних кругов. Кроме того, по уровню ОСНН правдивости (PRA1, PRA2, PR АЗ, PRA4, PRA_) этот тип выше чем тип №1 (рис. 12). Тип №3 получил название - нетерпимый негибкий. Количество представителей - 38 человек.


Интересно было соотнести выявленные типы с социально-демографическими характеристиками. Анализ распределений показал, что тип №3 (нетерпимый негибкий) характерен для женщин (у 30% женщин и у 19 % мужчин). Можно заметить (рис. 12), что динамика правдивости у этого типа соответствует гендерным особенностям выявленным ранее. Возраст представителей - до 35 лет, причем 30% представителей не исполнилось 25 лет. Это самый распространенный тип среди молодежи до 25 лет. Образование - среднее, незаконченное высшее, реже - высшее. Стаж занятий бизнесом - от 1 года до 3-х лет. Наиболее сильные различия типа №3 от остальных - по стажу (1-3 года) и по полу (женщины), кроме того, этот тип значительно чаще встречается у менеджеров. Таким образом, типичным представителем типа №3 (нетерпимого негибкого) является молодая женщина, менеджер, со стажем работы от 1 года до 3-х лет.


Тип №4 (высоконравственный устойчивый) почти не встречается у молодежи до 25 лет. Он характерен для возрастных групп: 25-35 лет, 35-45 лет, 45-55 лет и старше 55 лет, Этот тип несколько преобладает над остальными в возрастной группе 25-35 лет. Образование: чаще - высшее, несколько реже - незаконченное высшее или среднетехническое. Стаж занятий бизнесом свыше 5 лет. Несколько чаще встречается у менеджеров (у 34% менеджеров и у 25% предпринимателей). Типичный представитель типа №4 (высоконравственный устойчивый) - менеджер, мужчина или женщина не моложе 25 лет, со стажем работы свыше 5 лет.

Для типа №2 (принципиально-правдивого) наиболее характерный возраст представителей - от 25 до 45 лет. Самый распространенный тип у людей 35-45 лет, имеющих высшее образование. Несколько преобладает над остальными типами у людей со стажем занятий бизнесом свыше 10 лет и почти не встречается у людей со стажем работы до 1 года и со стажем 1-3 года. Значительно чаще встречается у предпринимателей (у 37% предпринимателей и у 11% менеджеров). Особенностью этого типа является то, что его представители - люди чрезвычайно справедливые и ответственные с близкими и несправедливые и безответственные с дальними кругами психологической дистанции. Как было установлено ранее это является особенностью предпринимателей по сравнению с менеджерами. Таким образом, типичный представитель типа №2 (принципиально-правдивого): предприниматель, мужчина или женщина в возрасте от 25 до 45 лет, с высшим образованием и стажем занятий бизнесом свыше 5 лет.

Тип №1 (малоправдивый неустойчивый) одинаково характерен для всех возрастных групп, несколько преобладает у людей с незаконченным высшим образованием. Характерен для людей со стажем до 3 лет и стажем свыше 10 лет. Одинаково характерен для менеджеров и для предпринимателей. Можно заметить, что особенности социально-демографических характеристик у его представителей выявить сложнее всего. Это является особенностью 1-го типа психологического отношения к соблюдению нравственных норм.

Таким образом, предложенный подход к измерению психологического отношения позволил построить типологию отношения к соблюдению нравственных норм. В результате построения типологии отношения к соблюдению нравственных норм установлено:

1. существуют определенные комбинации показателей отношения, которые образуют четыре типа отношения к соблюдению нравственных норм: высоконравственный устойчивый; принципиально-правдивый; нетерпимый негибкий; малоправдивый неустойчивый.

2. существуют типы отношения к соблюдению нравственных норм наиболее характерные для предпринимателей (принципиально-правдивый) и для менеджеров (высоконравственный устойчивый).

3. тип с низкими показателями гибкости отношения (кроме гибкости правдивости) чаще встречается у женщин (у 30% женщин и у 19 % мужчин). Это важно, поскольку при изучении гендерных особенностей отношения выяснилось, что женщины в целом гибче мужчин. Можно сделать вывод, что отношение женщин в целом гибче чем у мужчин, особенно по вопросам правдивости, однако существует достаточно большой процент женщин с низкой гибкостью (особенно в вопросах терпимости, справедливости и ответственности).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних
Об ассоциальном влиянии ролевых компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Анализ существующей системы организации подготовки будущих менеджеров иноязычному профессиональному общению
Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности
Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров
Вернуться к списку публикаций