2012-02-17 11:09:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности



Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности


Содержание

  1. Эмпирическое исследование психологической дистанции как критерия гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Категоризация испытуемыми социального окружения по критерию психологической дистанции
    2. Различия в отношении к соблюдению конкретных нравственных норм: терпимости, принципиальности, справедливости, правдивости и ответственности.
    3. Психологическая дистанция как критерий гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
  2. Анализ групповых особенностей психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Сравнительный анализ отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм.
    2. Анализ гендерных различий отношения к соблюдению нравственных норм.
  3. Индивидуально-психологические особенности отношения к соблюдению нравственных норм.
    1. Анализ взаимосвязи параметров отношения к соблюдению нравственных норм и индивидуально-психологических характеристик.
    2. Факторы психологического отношения к соблюдению нравственных норм.
  4. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типы доверия личности.
    1. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    2. Психологические типы доверия личности другим людям.
    3. Взаимосвязь типов доверия личности другим людям и категоризации социального окружения.
    4. Сопоставление типов психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типов доверия личности другим людям.

Индивидуально-психологические особенности отношения к соблюдению нравственных норм.

Анализ взаимосвязи параметров отношения к соблюдению нравственных норм и индивидуально-психологических характеристик.

Настоящий этап исследования должен ответить на вопросы:

1) какие индивидуально-психологические характеристики личности определяют особенности отношения к соблюдению нравственных норм;

2) существуют ли взаимосвязи между отношением к соблюдению нравственных норм и доверием личности; 3) какие личностные черты, диагносцируемые методикой Кеттелла, связаны с показателями доверия личности; 4) существуют ли связи между категоризацией социального окружения и чертами личности. Нами использовались две личностные методики: опросник Кеттелла и методика измерения доверия личности другим людям Левицки, Стивенсона, Банкер. В качестве статистического метода применялся корреляционный анализ. Анализировались связи между пятью основными показателями отношения к соблюдению нравственных норм (уровень ОСНН терпимости, уровень ОСНН принципиальности, уровень ОСНН справедливости, уровень ОСНН правдивости, уровень ОСНН ответственности, а также общая гибкость и общая устойчивость), 16-ю факторами Кеттелла и 12-ю показателями доверия.

Взаимосвязи конституционных факторов Кеттелла и показателей отношения к соблюдению нравственных норм. Удалось выявить значительное количество связей. Извлечения из матрицы корреляций основных показателей отношения к соблюдению нравственных норм и 16-ти факторов Кеттелла приведены в таблице 16. В таблице приведены значения, значимые при р<0,05.


Таблица 16.

Извлечение из матрицы корреляций показателей отношения к соблюдению нравственных норм и факторов Кеттелла.


Т_

Р_

С_

PRA_

О_

G_

U_

А

 

0,26

В

0,21

0,22

0,24

С

0,24

0,26

Е

F

G

0,21

0,24

Н

0,24

-0,22

I

L

М

N

-0,26

О

Q1

0,37

Q2

0,38

-0,22

Q3

-0,22

Q4

0,24

MD

0,23


Как видно из таблицы, связей много, однако, их значения не очень велики. Наиболее значительны связи общей терпимости (Т_) с «конформизмом- нонконформизмом» (Q2) и «консерватизмом- радикализмом» (Q1). Иными словами, высокий уровень терпимости характерен как для людей независимых в своих взглядах так и для людей склонных к экспериментированию, спокойно воспринимающих новые неустоявшиеся взгляды. Интересна связь между средней гибкостью (G_) и «напряженностью» (Q4). Она означает, что у людей фрустрированных в результате повышенной мотивации отношение к соблюдению нравственных норм сильнее зависит от психологической дистанции. Общая устойчивость (UJ имеет связь с «адекватностью самооценки» (MD).


Выявление взаимосвязей между отношением к соблюдению нравственных норм и доверием личности. Значимые для уровня р<0,05 результаты корреляционного анализа показателей доверия и показателей отношения к соблюдению нравственных норм приведены в таблице 17.


Таблица 17.

Извлечения из матрицы корреляций показателей доверия и показателей отношения к соблюдению нравственных норм.


Т_

Р_

С_

PRA_

О_

G_

U_

DOR1

DOZ1

DOT1

DOR2

0,23

DOZ2

0,23

-0,25

DOT2

D1

D2

0,30

DDOR

-0,27

DDOZ

-0,28

0,25

DDOT

-0,23

DD

-0,33


Как видно из таблицы 17 наибольшее число связей с показателями доверия имеет уровень ОСНН терпимости. Общее значение этих связей: чем терпимее человек тем меньше у него расхождение оценок показателей доверия между человеком, которому он доверяет и человеком, который не оправдал доверие. Терпимый человек продолжает считать, что у них по прежнему много общего (интересы, цели, мировоззрение), что он хорошо его знает и может предсказать его поведение. Связи между показателями доверия и общей гибкостью говорят о следующем: человек, который не доверяет тем кто его подвел, сильнее дифференцирует свое отношение и поведение при взаимодействии с людьми находящимися на разной дистанции. Зависимостей между показателями доверия и показателями отношения к соблюдению норм принципиальности, справедливости, правдивости и ответственности не выявлено.

Взаимосвязи показателей доверия и черт личности (конституциональных факторов). В таблице 18 приведены коэффициенты корреляции значимые для уровня р<0,05.


Таблица 18.

Извлечения из матрицы корреляций показателей доверия и черт личности.


В

С

F

G

Н

I

L

M

N

Q2

Q3

Q4

DOR1

0,21

0,25

0,21

0,26

DOZ1

0,22

0,21

DOT1

0,30

DOR2

0,27

-0,22

DOZ2

0,30

0,32

0,23

0,35

0,21

0,23

-0,24

DOT2

-0,34

D1

0,23

0,30

D2

0,25

0,27

-0,32

DDOR

-0,29

0,29

0,25

DDOZ

-0,23

-0,38

-0,23

-0,41

0,27

-0,23

-0,24

0,29

DDOT

0,31

DD

-0,29

0,37

0,31


Как видно из таблицы 18, большое количество связей между показателями доверия и фактором «прямолинейность -дипломатичность» (N). Эти связи означают, что для людей с высокими значениями фактора, т.е. расчетливых и проницательных характерен тип доверия, основанный на тождестве и расчете. Для этих людей характерно высокое различие показателей доверия по отношению к человеку, которому доверяют и к человеку, который утратил доверие. Несложно интерпретировать влияние фактора «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость» (С). Чем выше эмоциональная устойчивость тем сильнее уверенность в хорошем знании человека, который не оправдал доверие. Подобная связь характерна и для фактора «робость- смелость» (Н). Кроме того, социально смелые люди имеют небольшие различия в показателях доверия по отношению к людям, которым доверяют и к тем, кто не оправдал доверие.

Для людей напряженных (высокие показатели фактора Q4) эти различия, наоборот, велики.

Интересно проверить существуют ли связи между категоризацией социального окружения и другими переменными. В таблице 19 приведены коэффициенты корреляции этих показателей.


Таблица 19.

Извлечения из матрицы корреляций (р<0,05).


Р

В

Е

Q1

DOR2

DOZ2

D2

KPD

0,23

0,35

0,25

0,22

0,23

0,24

0,23


Значение переменной KPD (коэффициент психологической дистанции) равно отношению количества социальных групп 1 и 2 кругов к количеству социальных групп 3 и 4 кругов. Т.е. чем больше групп человек считает близкими тем выше KPD. Выявлены положительные связи между KPD и общей принципиальностью (Р_), вербальным интеллектом (В), доминантностью (Е), радикализмом (Q1), и высокими показателями доверия по отношению к тому, кто его утратил. Это интересное сочетание черт личности заставляет задуматься о значении коэффициента психологической дистанции.

Вывод: существуют взаимосвязи между показателями отношения к соблюдению нравственных норм и индивидуально-психологическими характеристиками, однако однозначных связей не обнаружено. Характер связей позволяет предположить, что существуют определенные симптомокомплексы (сочетания) индивидуально-психологических характеристик, которые определяют особенности отношения личности к соблюдению нравственных норм. Выявлению этих латентных (скрытых) факторов посвящен следующий этап.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования
Психическое здоровье детей, проживающих в различных районах Республики Коми
Опытно-экспериментальное исследование развития адаптации студентов вуза будущих менеджеров к профессиональной деятельности
Индивидуальный стиль деятельности
Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Вернуться к списку публикаций