2012-02-17 11:09:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности



Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности


Содержание

  1. Эмпирическое исследование психологической дистанции как критерия гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Категоризация испытуемыми социального окружения по критерию психологической дистанции
    2. Различия в отношении к соблюдению конкретных нравственных норм: терпимости, принципиальности, справедливости, правдивости и ответственности.
    3. Психологическая дистанция как критерий гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
  2. Анализ групповых особенностей психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Сравнительный анализ отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм.
    2. Анализ гендерных различий отношения к соблюдению нравственных норм.
  3. Индивидуально-психологические особенности отношения к соблюдению нравственных норм.
    1. Анализ взаимосвязи параметров отношения к соблюдению нравственных норм и индивидуально-психологических характеристик.
    2. Факторы психологического отношения к соблюдению нравственных норм.
  4. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типы доверия личности.
    1. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    2. Психологические типы доверия личности другим людям.
    3. Взаимосвязь типов доверия личности другим людям и категоризации социального окружения.
    4. Сопоставление типов психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типов доверия личности другим людям.

Анализ групповых особенностей психологического отношения к соблюдению нравственных норм

Сравнительный анализ отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм.

Основными количественными показателями психологического отношения к соблюдению нравственных норм, как было указано выше, являются уровень отношения, гибкость и устойчивость во времени. Результаты анализа различий этих показателей у предпринимателей и менеджеров по 5-ти нравственным качествам приведены в таблице 14. Статистически значимые различия обозначены «звездочкой».


Таблица 14.

Сравнительный анализ отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм (ш - среднее значение переменной, t - значение Т-критерия, р - уровень значимости)


m предприн.

m менедж.

t

Р

Уровень ОСНН терпимости

2,34

2,26

1,42

0,15

Гибкость ОСНН терпимости

0,34

0,34



Устойчивость ОСНН терпимости

0,60

0,59



Уровень ОСНН принципиальности

2,06

2,06



Гибкость ОСНН принципиальности

0,40*

0,46*

-1,88

0,06

Устойчивость ОСНН принципиал

0,53

0,56



Уровень ОСНН справедливости

1,97*

2,06*

-2,08

0,03

Гибкость ОСНН справедливости

0,52*

0,45*

2,20

0,02

Устойчивость ОСНН справедливости

0,57

0,53



Уровень ОСНН правдивости

2,12

2,09



Гибкость ОСНН правдивости

0,36*

0,44*

-2,59

0,01

Устойчивость ОСНН правдивости

0,54

0,53



Уровень ОСНН ответственности

2,00

2,00



Гибкость ОСНН ответственности

0,55*

0,51*

1,15

0,05

Устойчивость ОСНН ответствен.

0,59

0,57




Отметим, что только для двух нравственных качеств характерны различия в среднем уровне отношения. Так, средний (по 4-м кругам психологической дистанции) уровень отношения к соблюдению норм терпимости выше у предпринимателей (тенденция). Средний уровень справедливости выше у менеджеров (значимые различия). Анализ значимости различий по методу Т-критерия для каждого круга психологической дистанции позволяет лучше понять характер отличий. Предприниматели гибче в отношении к соблюдению норм справедливости и ответственности. Наглядно эти различия изображены на рис. 7 и 8.


Различия в отношении к справедливости у предпринимателей и менеджеров

Рис. 7. Различия в отношении к справедливости у предпринимателей и менеджеров.


Различия в отношении к ответственности у предпринимателей и менеджеров

Рис. 6. Различия в отношении к ответственности у предпринимателей и менеджеров.


Видно, что в отношениях с близкими людьми предприниматели демонстрируют более высокий уровень справедливости и ответственности, однако с увеличением психологической дистанции уровень резко падает. Для отношения к соблюдению норм справедливости различия значимы на уровне р<0,01 для первого, третьего и четвертого кругов психологической дистанции. Для отношения к соблюдению норм ответственности различия значимы для первого и четвертого круга. Обратная динамика у отношения к соблюдению норм правдивости и принципиальности - менеджеры гибче предпринимателей. С ростом психологической дистанции уровень правдивости снижается у менеджеров более резко, чем у предпринимателей. Принципиальность предпринимателей в отношении первого круга близости выше чем у менеджеров, но затем у менеджеров она быстро возрастает и в отношениях с 4-м крутом уровень принципиальности одинаков у обеих групп. Эти различия, по-видимому, являются отражением различий деятельности предпринимателей и менеджеров по параметрам: структура ответственности, степень риска, степень вовлеченности в деятельность. Более сложная структура ответственности предпринимателей в отличие от ограниченной ответственности менеджеров приводит к тому, что предприниматели, принимая на себя максимальную ответственность при контактах с психологически близкими людьми, стараются при контактах с дальними ограничить эту ответственность официально оговоренной. Кроме того, низкая ответственность и справедливость с психологически далекими людьми может являться следствием стремления получить за их счет максимальную прибыль и следствием общих неблагоприятных условий развития бизнеса. Под влиянием этих факторов предприниматели приносят в жертву интересы других людей (подчиненных, поставщиков, клиентов, представителей государства, общества и т.д.). В то же время, в отношении близких кругов предприниматели соблюдают довольно высокие нормы ответственности и справедливости - проявление «житейского этического кодекса» предпринимателей. Высокая справедливость и ответственность в отношении близких людей обеспечивают предпринимателям надежный тыл и партнеров в лице представителей этих кругов (семья, друзья, компаньоны, сподвижники). Более высокая, по сравнению с менеджерами, правдивость и терпимость с дальними кругами гарантируют предпринимателям доверие постоянных клиентов.

Важно отметить, что не обнаружено различий в оценках устойчивости отношения у предпринимателей и менеджеров. У обеих групп средние оценки устойчивости колеблются в диапазоне 0,53 - 0,60. Это означает, что за последние 10 лет обе группы изменили свое мнение более чем по 50% вопросов. Сильнее всего изменения затронули ОСНН правдивости. Наиболее устойчиво у обеих групп ОСНН терпимости. Таким образом, основные различия между группами предпринимателей и менеджеров проявляются в гибкости отношения. В отношении к соблюдению норм правдивости и принципиальности менеджеры гибче предпринимателей. В отношении к соблюдению норм справедливости и ответственности предприниматели гибче менеджеров.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Индивидуальный стиль деятельности
Образ мира и психологическое изучение мышления
Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий
Реализация модели благотворительного ясли - сада
Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка
Вернуться к списку публикаций