2012-02-17 11:09:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности



Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности


Содержание

  1. Эмпирическое исследование психологической дистанции как критерия гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Категоризация испытуемыми социального окружения по критерию психологической дистанции
    2. Различия в отношении к соблюдению конкретных нравственных норм: терпимости, принципиальности, справедливости, правдивости и ответственности.
    3. Психологическая дистанция как критерий гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
  2. Анализ групповых особенностей психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Сравнительный анализ отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм.
    2. Анализ гендерных различий отношения к соблюдению нравственных норм.
  3. Индивидуально-психологические особенности отношения к соблюдению нравственных норм.
    1. Анализ взаимосвязи параметров отношения к соблюдению нравственных норм и индивидуально-психологических характеристик.
    2. Факторы психологического отношения к соблюдению нравственных норм.
  4. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типы доверия личности.
    1. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    2. Психологические типы доверия личности другим людям.
    3. Взаимосвязь типов доверия личности другим людям и категоризации социального окружения.
    4. Сопоставление типов психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типов доверия личности другим людям.

Психологическая дистанция как критерий гибкости отношения к соблюдению нравственных норм

Основная гипотеза нашего исследования состоит в том, что психологическая дистанция с представителями различных социальных категорий выступает критерием гибкости психологического отношения к соблюдению нравственных норм (существуют значимые различия в уровне ОСНН по отношению к людям находящимся на различной ПД). Характеристики распределений и объем выборки позволяют использовать для выявления различий метод оценки Т-критерия Стьюдента для зависимых выборок. По каждому нравственному качеству (терпимости, принципиальности, справедливости, правдивости и ответственности) попарно сравнивались уровни отношения к соблюдению нравственных норм (уровни ОСНН) при контактах с людьми из 1, 2, 3 и 4-го круга психологической дистанции.

Анализ отношения к соблюдению норм принципиальности показал наличие значимых различий уровня отношения для всех сравниваемых пар. Эти различия довольно велики и имеют хорошие показатели уровня значимости. В таблице 8 приведены значения средних (m), Т-критерия (t) и уровней значимости (р).


Таблица 8.

Различия в уровне ОСНН принципиальности по отношению к 1-му (Р1), 2-му (Р2), 3-му (Р3) и 4-му (Р4) кругам психологической дистанции.

Различия в уровне ОСНН принципиальности по отношению к 1-му (Р1), 2-му (Р2), 3-му (Р3) и 4-му (Р4) кругам психологической дистанции.

При контактах с представителями близких кругов респонденты способны: отстаивая свою правоту, уступить более авторитетному оппоненту; простить серьезную ошибку; поступиться принципами ради выгоды или ради дружбы. При контактах с представителями дальних кругов подобное поведение не допускается.

В отношении к соблюдению норм справедливости, также, выявлены весьма значимые различия в уровне ОСНН во всех сравниваемых парах. В таблице 9 приведены значения средних (m), Т- критерия (t) и уровни значимости (р). Как видно из таблицы, эти различия выше чем в отношении принципиальности и терпимости. Уровень справедливости уменьшается с ростом психологической дистанции. В отношении психологически близких кругов респонденты признают право на равное вознаграждение, если партнер больше нуждается в деньгах, считают справедливым дать ложную информацию, чтобы защитить невиновного. Т.е., не ставят свои интересы выше интересов других; принимают решения с точки зрения равенства прав, а не с точки зрения законности. В отношении психологически далеких людей часто проявляют пассивность в случае нарушения прав, особенно, при столкновении с силой, авторитетом, законом.


Таблица 9.

Различия в уровне ОСНН справедливости по отношению к 1-му (С1), 2-му (С2), 3-му (СЗ) и 4-му (С4) кругам психологической дистанции.

Различия в уровне ОСНН справедливости по отношению к 1-му (С1), 2-му (С2), 3-му (СЗ) и 4-му (С4) кругам психологической дистанции.

Анализ отношения к соблюдению норм правдивости, также, показал весьма значимые различия в уровне ОСНН во всех сравниваемых парах. В таблице 10 приведены значения средних (m), Т-критерия (t) и уровни значимости (р). Как видно из таблицы, эти различия выше чем у отношения к принципиальности и терпимости, но ниже чем у отношения к справедливости. Уровень правдивости уменьшается с ростом психологической дистанции. При контактах с психологически близкими людьми респонденты редко способны солгать или совершить нечестный поступок. В то же время, считают выгоду или интересы дела достаточным оправданием нечестного поведения с психологически далекими людьми.


Таблица 10.

Различия в уровне ОСНН правдивости по отношению к 1-му (PRA1), 2-му (PRA2), 3-му (PRA3) и 4-му (PRA4) кругам психологической дистанции.

Различия в уровне ОСНН правдивости по отношению к 1-му (PRA1), 2-му (PRA2), 3-му (PRA3) и 4-му (PRA4) кругам психологической дистанции.

В отношении к соблюдению норм ответственности, также, выявлены весьма значимые различия в уровне ОСНН во всех сравниваемых парах. Эти различия более значительные чем для остальных нравственных качеств. Так, средний уровень ответственности по отношению к 1-му кругу m=2,50, а по отношению к 4-му m=1,53. Учитывая, что минимальный уровень отношения равен 1, а максимальный 3, это очень большое различие. Т.е., с ростом психологической дистанции ответственность резко уменьшается. С психологически близкими людьми

респонденты принимают на себя ответственность за дело и за других людей всегда, когда потребуется; готовы предложить помощь. При контактах с психологически дальними принимают ответственность только в официально оговоренных случаях. В таблице 11 приведены значения средних (m), Т-критерия (t) и уровни значимости (р).


Таблица 11.

Различия в уровне ОСНН ответственности по отношению к 1-му (O1), 2-му (O2), 3-му (O3) и 4-му (O4) кругам.

Различия в уровне ОСНН ответственности по отношению к 1-му (O1), 2-му (O2), 3-му (O3) и 4-му (O4) кругам.

Анализ отношения к соблюдению нравственных норм терпимости, выявил два типа терпимости (рис. 6), отличающиеся характером динамики уровня отношения в зависимости от психологической дистанции. Первый тип отличается тем, что с увеличением психологической дистанции уровень отношения к соблюдению норм терпимости сначала падает, затем - растет. Люди этого типа наиболее терпимы к представителям первого круга психологической дистанции. Представителям этого круга готовы прощать небольшие недостатки и слабости, в общении с ними не мешает принадлежность к другой национальности или религии. Наиболее низкий уровень терпимости у людей этого типа проявляется в отношении третьего круга психологической дистанции. Второй тип отношения к соблюдению норм терпимости характеризуется обратной динамикой - с увеличением дистанции терпимость сначала растет, затем падает. Наиболее терпимы люди этого типа к представителям третьего круга психологической дистанции, а наименее терпимы к самым близким - первому кругу. Анализ различий уровня отношения при взаимодействии с представителями различных кругов психологической дистанции проводился для каждого типа терпимости в отдельности. В таблицах 12 и 13 приведены значения средних (m), Т-критерия (t) и уровни значимости (р) для двух выявленных типов терпимости.


Таблица 12.

Различия в уровне ОСНН терпимости (тип 1) по отношению к 1-му (Т1), 2-му (Т2), 3-му (Т3) и 4-му (Т4) кругам.

Различия в уровне ОСНН терпимости (тип 1) по отношению к 1-му (Т1), 2-му (Т2), 3-му (Т3) и 4-му (Т4) кругам.

Таблица 13.

Различия в уровне ОСНН терпимости (тип 2) по отношению к 1-му (Т1), 2-му (Т2), 3-му (Т3) и 4-му (Т4) кругам.

Различия в уровне ОСНН терпимости (тип 2) по отношению к 1-му (Т1), 2-му (Т2), 3-му (Т3) и 4-му (Т4) кругам.

Из приведенных данных видно, что значимые различия в уровне отношения к соблюдению нравственных норм выявлены для второго типа терпимости (таблица 13). Первый тип характеризуется низкой гибкостью отношения к соблюдению норм терпимости и для него выявлены лишь различия на уровне тенденций, да и то не для всех сравниваемых пар отношений (таблица 12).

Таким образом, установлено, что для рассмотренных нравственных качеств уровень отношения, за некоторыми исключениями, значимо изменяется при увеличении психологической дистанции. То есть уровень отношения к соблюдению нравственных норм зависит от того с представителями какого круга психологической дистанции взаимодействует личность. Необходимо также напомнить, что шкалы разработанной методики (трехмерной методики ОСНН) для каждого нравственного качества включают несколько задач, описывающих различные ситуации нравственного выбора. Подсчет среднего балла по каждому блоку задач дает количественное выражение «уровня» отношения. Это позволяет учитывать и усреднять влияние других факторов социальной ситуации. Несмотря на их влияние, были выявлены значимые различия уровня отношения в зависимости от психологической дистанции. Это является доказательством того, что, в первую очередь, психологическая дистанция, а не другие ситуативные факторы определяют уровень отношения личности к соблюдению нравственных норм. Кроме того, проведенный сравнительный анализ психологической и социальной дистанции показал, что именно психологическая а не социальная дистанции определяет уровень отношения к соблюдению нравственных норм. Исходя из всего вышесказанного можно считать доказанной гипотезу о том, что психологическая дистанция является основным критерием (мерой оценки) гибкости отношения к соблюдению нравственных норм.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности
Обновление содержания, форм и методов социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада
Учебно-методический комплекс на базе коммуникативных технологий личностно-ориентированной, профессиональной направленности, как средство дистанционного обучения иностранным языкам
Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения
Образ мира и психологическое изучение мышления
Вернуться к списку публикаций