2012-02-17 11:09:17
ГлавнаяПедагогика и психология — Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности



Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности


Содержание

  1. Эмпирическое исследование психологической дистанции как критерия гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Категоризация испытуемыми социального окружения по критерию психологической дистанции
    2. Различия в отношении к соблюдению конкретных нравственных норм: терпимости, принципиальности, справедливости, правдивости и ответственности.
    3. Психологическая дистанция как критерий гибкости отношения к соблюдению нравственных норм
  2. Анализ групповых особенностей психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    1. Сравнительный анализ отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм.
    2. Анализ гендерных различий отношения к соблюдению нравственных норм.
  3. Индивидуально-психологические особенности отношения к соблюдению нравственных норм.
    1. Анализ взаимосвязи параметров отношения к соблюдению нравственных норм и индивидуально-психологических характеристик.
    2. Факторы психологического отношения к соблюдению нравственных норм.
  4. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типы доверия личности.
    1. Типы психологического отношения к соблюдению нравственных норм
    2. Психологические типы доверия личности другим людям.
    3. Взаимосвязь типов доверия личности другим людям и категоризации социального окружения.
    4. Сопоставление типов психологического отношения к соблюдению нравственных норм и типов доверия личности другим людям.

Эмпирическое исследование психологической дистанции как критерия гибкости отношения к соблюдению нравственных норм

Категоризация испытуемыми социального окружения по критерию психологической дистанции

Психологическая дистанция предпринимателей с различными социальными группами. Предпринимателям предлагался список из 11 социальных групп - основных групп их социального окружения (перечень приведен в таблице 2). В инструкции содержалась просьба разделить этот список на 4 категории по степени психологической дистанции: 1й крут - самый близкий, 4-й - наиболее удаленный. При анализе результатов категоризации обращает на себя внимание то, что предприниматели чувствуют существенную разницу между всеми предложенными в исследовании социальными группами, даже теми, разница между которыми первоначально вызывала некоторое сомнение, в частности, между понятием «компаньон» и «соучредитель» (значение Т-критерия - 6,38 для р< 0,01). Первый оказывается психологически значительно ближе предпринимателям, видимо, это менее формальное понятие. Интересно различие в психологической дистанции у групп «клиенты» и «потребители» (различие значимо на уровне р=0,10). Психологическая дистанция с клиентом меньше, чем с потребителем. Различие, по- видимому, обусловлено тем, что по сравнению с понятием «потребитель», понятие «клиент» более персонифицировано, взаимодействие с клиентом предполагает личный контакт. Результаты распределений представлены в таблице 2. Жирностью шрифта выделены показатели превышающие 40% от общего количества опрошенных, курсивом - свыше 30%.


Таблица 2.

Распределение различных социальных групп по «кругам» психологической близости к предпринимателям (%).


Социальная группа

1 круг

2 круг

3 круг

4 круг

%% Всего

Семья

86,8

9,21

3,94

-

100

Друзья

40,78

48,68

9,21

1,31

100

Компаньоны

9,21

52,63

34,21

3,94

100

Соучредители

1,31

34,21

44,73

19,74

100

Сподвижники

10,53

42,10

39,47

7,89

100

Подчиненные

3,94

31,57

48,68

15,7

100

Поставщики

1,31

7,89

48,68

42,10

100

Клиенты

2,63

19,73

39,47

38,15

100

Потребители

3,94

14,47

31,57

50,00

100

Представ, гос. структур

1,31

-

9,21

89,47

100

Представ, общества

-

2,63

11,84

85,52

100


Обобщая приведенные данные, можно утверждать, что первый круг близости, как и ожидалось, включает семью и реже - друзей, типичными социальными группами второго круга являются друзья, а также компаньоны и сподвижники, третий круг составляют примерно с близкой частотой подчиненные, поставщики, соучредители, реже - сподвижники, компаньоны и клиенты, и четвертый круг - представители государственных структур, представители общества, реже - потребители, поставщики и клиенты. Главное же в том, что в сознании предпринимателей существует четкая дифференциация социальных групп. В контексте данного исследования это важно, так как и концептуально, и методически это является одним из оснований исследования.

Психологическая дистанция менеджеров с различными социальными группами. Список социальных групп, который предлагался для категоризации менеджерам, отражает специфику их социального окружения. Также как и предприниматели, в сознании менеджеров обнаружилась четкая дифференциация различных групп. Результаты категоризации приведены в таблице 3.


Таблица 3.

Распределение различных социальных групп по «кругам» психологической близости к менеджерам (% ).


Социальная группа

1 круг

2 круг

3 круг

4 круг

%%

Всего

Семья

90,58

7,06

1,18

1,18

100

друзья

42,35

49,41

5,88

2,35

100

Сотрудники предприятия

1,17

28,23

54,17

16,47

100

Сотрудники отдела

8,23

40,0

42,35

9,41

100

Непосредств. руководитель

-

35,29

41,17

23,52

100

Подчиненные

2,35

29,41

58,82

9,41

100

Руководство предприятия

2,35

16,47

32,94

48,23

100

Клиенты

2,35

9,41

36,47

51,76

100

Потребители

-

4,71

34,12

61,17

100

Поставщики

-

3,53

32,94

63,53

100

Представ, гос. структур

1,18

3,53

5,88

89,41

100

Представ, общества

1,18

3,53

8,23

87,06

100


Таким образом, у менеджеров первый круг близости, включает семью и реже - друзей, типичными социальными группами второго круга являются друзья, сотрудники отдела и реже - непосредственные руководители, третий круг составляют сотрудники предприятия, подчиненные, реже - сотрудники отдела, непосредственные руководители, клиенты, потребители, поставщики, руководство предприятия и четвертый круг - представители государственных структур, представители общества, реже - потребители, поставщики, клиенты и руководство предприятия.

Сравнительный анализ категоризации социального окружения предпринимателями и менеджерами. Списки социальных групп предложенные для разделения на 4 круга по критерию психологической дистанции предпринимателям и менеджерам частично совпадают. Это дает возможность провести некоторый сравнительный анализ. Т-критерий Стъюдента для независимых выборок выявил следующие значимые особенности категоризации. Предприниматели по сравнению с менеджерами воспринимают как более близкие группы: «клиентов» ( Т= -1,97, р=0,05); «потребителей» (Т=-2,51, р=0,01); «поставщиков» (Т=-2,91, р<0,01). По группам «семья», «друзья», «подчиненные», «представители государственных структур» и «представители общества» значимых различий не выявлено. Обнаруженные особенности категоризации объясняются, по-видимому, большей значимостью для предпринимателей социальных групп от которых зависит благополучие бизнеса (клиенты, потребители, поставщики). Для менеджеров, работающих по найму эти группы менее важны.

Соотношение психологической и социальной дистанции. В целом по выборке психологическая дистанция увеличивалась по мере роста социальной дистанции. Однако была выделена группа испытуемых, которые относили семью и друзей ко 2-му кругу, а сотрудников отдела, компаньонов и иногда представителей государственных структур к 1-му кругу. Зарегистрировано 29 таких случаев. Группа включает 17 женщин (58,5%) и 12 мужчин (41,5%). Поскольку по всей выборке соотношение полов обратное, можно заключить, что подобное явление в большей степени характерно для женщин. Интересным представляется анализ в различиях психологического отношения к соблюдению нравственных норм у этой группы и остальной части выборки. Обнаружены особенности, характерные для общих различий между полами (подробнее об этом в разделе посвященном гендерным различиям). Кроме того, установлено, что испытуемые, которые относят семью и (или) друзей к более дальним кругам чем сотрудников (тип Б), демонстрируют уровень «терпимости» ниже чем остальная часть выборки (тип А). В таблице 4 приведены средние значения, значения Т-критерия (t) и уровни значимости (р).


Таблица 4.

Различия в отношении к терпимости у испытуемых с различным типом категоризации социального окружения.


Среднее (тип А)

Среднее (тип Б)

t

Р

Терпимость по отнош. к 1-му кругу

2,26

2,19

0,56

0,57

Терпимость по отнош. к 2-му кругу

2,31

2,14

1,84

0,06

Терпимость по отнош. к 3-му кругу

2,39

2,14

2,37

0,01

Терпимость по отнош. к 4-му кругу

2,32

2,19

1,26

0,20

Терпимость общая (среднее по 4-м кругам)

2,32

2,17

1,01

0,04


Таким образом, понятно, что тип Б менее терпим к своему окружению. Важным является то, что не выявлено других значимых различий в отношении к другим нравственным нормам у типа А и типа Б. Это позволяет сделать вывод, о том, что именно психологическая, а не социальная дистанция выступает основным критерием отношения к соблюдению нравственных норм.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
Время как ресурс развития личности
Невербальное поведение и его значение в определении нетипичного эмоциальнального и функционального состояния человека
Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации
Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре
Вернуться к списку публикаций