2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних



Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних


Учитывая имеющуюся теоретическую подготовку, сотрудники ИДН в условиях службы могут успешно проводить как индивидуальные психологические исследования свойств личности подучетных несовершеннолетних, так и изучать особенности их поведения в сложившихся социальных условиях, прогнозировать возможные варианты развития различных делинквентных групп подростков, что является серьезным основанием для коррекции поведения правонарушителей. В качестве одного из инструментов для диагностирования характера и коррекции поведения как основы профилактики преступности несовершеннолетних нами на практике в условиях ИДН, ВТК, СИЗО, ПТУ и средних школ успешно применены методы К. Леонгарда и А. Личко по выявлению акцентуированных личностей подростков-правонарушителей. Для удобства разработан матричный способ акцентирования, при котором анкеты представляют собой цифровой набор для отметок опрашиваемыми, а в качестве «ключей» для поиска каждой акцентуации служат матрицы тех же анкет с соответствующими «окошками» для подсчета выделенных цифр. Возможно применение и других методик. Нами обследованы различные категории несовершеннолетних правонарушителей. У подростков делинкветных групп (с социально отклоняющимся поведением) акцентуированность в два раза превышает показатели контрольных "нормальных" групп учащихся школ и ПТУ (более 90%). Доминирующими акцентуациями у хулиганов являются возбудимость, расторможенность, у бродяг - циклотимизм, невротизм, у употребляющих спиртные напитки– психическая неуравновешенность, у тунеядцев – психотизм. При целевом обследовании несовершеннолетних, возвратившихся из ВТК, на предмет выявления у них акцентуаций по методикам К. Леонгарда и А.Е. Личко, установлено:

- 90% из них привлекались к уголовной ответственности за кражи, грабежи, разбои;

- около 90% из них имеют акцентуации: дистимическая, застревающая, депрессия, психическая неуравновешенность.

Результаты показали, что акцентуации характера как выделение каких-либо свойств личности на фоне каких-либо других признаков, их особое развитие в пределах нормы проявляются у различных правонарушителей по-разному. Из исследованных более 1000 несовершеннолетних выявлены свойственные различным категориям определенные акцентуации. При сравнении количества акцентуированных подростков, состоящих на учете (по отдельным категориям - до 94% имеют акцентуации), с учениками контрольных групп 8-10 классов школ и средних ПТУ (акцентуированность - до 67%) установлено, что первичным признаком свойства личности подростка, вызывающим интерес у сотрудника ИДН, должен быть количественный (наличие акцентуации) показатель. Именно дальнейшая расшифровка, конкретизация акцентуаций ориентирует инспектора-исследователя на характер коррекционно-профилактической работы с подучетными. Так, у несовершеннолетних, совершающих кражи, грабежи, разбои, наиболее выражены акцентуации дистимическая, застревающая, общая активность, депрессия, психическая неуравновешенность.

При исследовании "трудных" учеников СШ - 208 г. Минска, состоящих на внутришкольном учете, выявлены по совокупности акцентуации:

а) по методу К. Леонгарда:

б) по методу А. Личко:

- гипертимность - 3 8%;

- эмотивность - 29%;

- экзальтированность - 28%;

- циклотимизм 18%;

- дистимизм - 16%;

- асоциальность-36%;

- депрессия -21%;

- общая активность - 20%;

- расторможенность - 19%;

- психическая неуравновешенность - 18%;

- общительность-17%.


Дисперсное распределение всех видов выявленных акцентуированных несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН, оказалось следующим:

а) по методу К. Леонгарда:

б) по методу А. Личко:

- дистимизм-15%;

- застревающий-14%;

- гипертимизм-13%;

- эмотивный- 13%;

- циклотимизм 11%;

- психическая неуравновешенность - 35%;

- интроверсия - 24%;

- невротизм - 18%;

- психотизм - 18%;

- общая активность - 16%.


В контрольных же группах исследованных «нормальных» несовершеннолетних имеются в основном акцентуации: гипертимизм, эмотивность (по К. Леонгарду), общительность, интроверсия (по А. Личко). Полученные результаты вполне соотносятся с учением К. Леонгарда и А. Личко, свидетельствуют о достоверности и подтверждаются корреляцией двух использованных методик. В практике ИДН целесообразно пользоваться методикой К. Леонгарда, как более удобной, так как методика А. Личко предполагает сложное двухуровневое исследование. В любом случае эти результаты подлежат правильной интерпретации, для чего сотрудники ИДН должны пройти следующие ступени подготовки:

1) приобретение и усвоение теоретических знаний об акцентуациях характера у подростков;

2) выработка умений и навыков проведения тестирования на предмет выявления акцентуаций у подростков;

3) совершенствование практических навыков по диагностированию акцентуированных несовершеннолетних, совершающих противоправные действия.

Как показала практика, успешное применение различных методик для выявления акцентуаций не только возможно самими сотрудниками ИДН, но и вызывается необходимостью своевременного и правильного корректирования и профилактики преступности несовершеннолетних, вызывающей все большую общественную обеспокоенность. Разумеется, наиболее полная характеристика акцентуированных несовершеннолетних правонарушителей возможна при учете и других факторов, детерминирующих их преступное поведение, начиная с особенностей преднатального (предродового), постнатального периода, условий семейного воспитания, характера связей, влияния друзей, школы. Однако, как нам представляется, акцентуированность личности подучетных в ИДН несовершеннолетних должна рассматриваться как доминирующий фактор, подлежащий приоритетному исследованию в целях эффективной профилактики преступности и административных правонарушений несовершеннолетних.

Указанные особенности вполне соотносятся с результатами исследования подучетных в инспекциях по делам несовершеннолетних г. Минска подростков, совершавших кражи, грабежи, разбои. Однако у возвратившихся из ВТК несовершеннолетних явно выделяется наличие подозрительности и ситуативной тревожности. Эти особенности избирательной уязвимости черт характера большинства подростков, возвратившихся из ВТК, дают основание полагать о возможном наличии условий их приобретения во время пребывания в ВТК. Учитывая то, что исследования проводились в Минске, где 28 % возвратившихся из ВТК несовершеннолетних повторно совершили преступления, выявленные особенности их акцентуаций должны серьезно учитываться не только психологами, но также и работниками исправительных учреждений и инспекций по делам несовершеннолетних.

Очевидны следующие существенные моменты:

1. Несовершеннолетние, возвратившиеся из ВТК, не показали существенных реабилитационных результатов.

2. Реабилитация указанной категории несовершеннолетних требует новых подходов с учетом возможного наличия и особенностей их акцентуаций.

3. Существующая в условиях ВТК система реабилитации несовершеннолетних делинквенной направленности несовершенна и зачастую усугубляет наиболее выраженные их акцентуации.

Определенное беспокойство у сотрудников ИДН вызывают подростки-правонарушители из числа переселенцев из зоны Чернобыльской АЭС. В г. Минске проживает 1800 несовершеннолетних, мигрировавших из зоны радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Работники органов здравоохранения, добросовестно и усердно выполняющие правительственные программы по приоритетному медицинскому обеспечению указанной категории лиц, не отмечают у них каких-либо заметных психических отклонений от средних показателей по стране. Однако у педагогов и работников инспекций по делам несовершеннолетних возникают проблемы, связанные с влиянием микроклимата, адаптацией подростков-мигрантов в новом коллективе. В связи с подозрениями на повышенные невротические проявления и склонность к противоправным действиям нами проведен психологический мониторинг «трудных» учеников СШ-208 и подростков, состоящих на учетах в инспекциях по делам несовершеннолетних г. Минска, переселенных из чернобыльской зоны. По методикам К. Леонгарда и А.Е. Личко выявлены акцентуации характера (в % от обследованных): гипертимизм - 39, асоциальность - 36, циклотимизм - 18, расторможенность - 16, эмотивность - 29, экзальтированность - 29, депрессия - 24, расторможенность - 19, дистимизм - 18; по методике Басса-Дарки выявлены: косвенная агрессия - 21, беспокойство и подозрительность - 31; по методике Ч. Спилбергера: личностная тревожность - 55, ситуативная тревожность - 30.

Проведенная оценка психофизического статуса «трудных» школьников-мигрантов показала, что:

- девочки чаще мальчиков (65% против 47%) подвержены нервному перенапряжению;

- нестабильность некоторых нервных процессов, эмоциональные, волевые, социальные нарушения не всегда имеют тенденцию к убыванию;

- посттравматический стресс детерминировал симптомы частой беспомощности в общении, высокой тревожности, усталости, обиженность на судьбу, на почве чего усиливается конфликтность, враждебность, что приводит к формированию кланов и способствует совершению групповых противоправных действий.

Как показала практика, педагогами и сотрудниками ИДН не всегда учитываются основные факторы, детерминирующие дезадаптацию подростков-мигрантов, их природные особенности в процессе обучения на уроках используются неадекватно, в результате навыки учебной деятельности в новых условиях существенно нарушаются, что мешает реализации способностей к выполнению логических операций анализа и синтеза. Необходимо знать способы идентификации акцентуированных подростков-мигрантов, уметь наладить оптимальные отношения в коллективе, развивать творчество, вовлекать в спортивную жизнь, художественную самодеятельность. В общении с «трудными» подростками-мигрантами педагогам и сотрудникам ИДН необходимо учитывать тип нервной системы, психические особенности, помогать восстановлению ощущения самоконтроля и доверия к окружающим, исключать давление, проявлять максимум внимания, понимание внутренних потребностей, характера внутрисемейного воспитания. Необходим индивидуальный подход к личности подростка-мигранта, следует учитывать социальные условия, включать указанных подростков в общественную жизнь коллектива, оказывать конкретную помощь и необходимое воздействие с целью ограждения от совершения противоправных действий. Для профилактики преступности и административных правонарушений среди несовершеннолетних всех категорий необходимы мероприятия, направленные на формирование у подростков потребности в занятии содержательным, требующим интеллектуального и эмоционального напряжения видом деятельности, несовместимым с потреблением алкоголя, наркотиков и половой распущенностью.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Процесс каузальной атрибуции
К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников
Общая характеристика социально-психологического тренинга развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров
Личностно-ориентированное обучение в формировании иноязычной компетенции в дистанционном обучении иностранным языкам
Образовательные тенденции
Вернуться к списку публикаций