2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПедагогика и психология — Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних



Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних


В ходе проведенных нами исследований семейного неблагополучия выявлено, что корни многих проблем кроются в морально- психологическом климате семьи. Тот факт, что распадается половина семей, уже сам о многом говорит. В стране ежегодно отказываются от новорожденных полтысячи матерей, вне брака рождается около 8000 детей, из них более чем у 300 несовершеннолетних матерей. Рост бедности, семейный алкоголизм, увеличение количества неполных семей ведет к тому, что снижаются моральные устои , родители не желают воспитывать своих детей в соответствии с правовыми нормами. Однозначно установлено:

- около 50% родителей несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на внутришкольном учете и учетах инспекций по делам несовершеннолетних, проявляют безразличие к образу жизни своих детей, не интересуются их время провождением в свободное от учебы время;

- в 20% таких семей подростки предоставлены сами себе, а в 50% случаев контроль осуществляется от случая к случаю;

- около 30% этих подростков ночное время проводят на улицах, уходят из дома (из них около 70% в возрасте с 16 до 18 лет), тем самым пополняя антиобщественно направленные группы;

- немногим более 30% подростков правонарушителей воспитывалось в неполной семье, где в 92 случаях из 100 отцы фактически не являлись членами семей;

- образовательный уровень родителей подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних на 20% ниже общеобразовательного уровня населения;

- у многих несовершеннолетних (около 15%) один из родителей либо оба родителя (1,7%) были ранее судимы, а в 5,3% случаев были лишены родительских прав.

Таким образом, несмотря на то, что примерно около 70% подростков, совершивших преступления и правонарушения, воспитывались в полных семьях, их социальное, материальное положение и психологический климат зачастую все же способствуют негативному влиянию на детей.

Исследования влияния негативного потенциала семьи показали, что он может быть в значительной степени усилен за счет действия субъективных факторов, выражающихся в асоциальном поведении родителей. Семья нуждается в хорошо спланированной социально-экономической политике, где ей было бы определено место, соответствующее ее роли в обществе, обеспечивающее социально-экономическую поддержку в воспитании детей, так и в строгом контроле со стороны общества и государства по воспитанию детей в семьях с явно выраженным асоциальным поведением родителей, с другой стороны. Значит и в этом направлении должна строиться государственная семейная политика.

Имея такой комплексный подход к изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя, можно серьезно говорить о системе мер предупреждения преступности несовершеннолетних. Иначе отрицательное влияние семьи на подростков будет постоянно увеличиваться.

Конституционные нормы нашей страны предполагают следующую концепцию: ребенок, семья, общество, государство. Эта концепция позволяет:

- детям - счастливое детство, хорошее материальное обеспечение, питание, жилье, уют);

- родителям- возможность сочетать воспитание детей с возможностью материального обеспечения семьи;

- государству - проводить активную социальную политику по поддержке семьи.

Поскольку обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей родители осуществляют до совершеннолетия ребенка, то после достижения им 18- летнего возраста юридическая ответственность родителей прекращается.

Кризисное состояние системы образования в сложившейся экономической и социальной нестабильности государства не только не устраняет, но и зачастую усугубляет проблему преступности несовершеннолетних, связанную с недостатками семейного воспитания, что способствует еще большим отклонениям в поведении детей и подростков. Обычная общеобразовательная школа сегодня не в состоянии компенсировать ошибки семейного воспитания, так как сама находится в тяжелом экономическом положении. Это обстоятельство в сочетании с педагогическими и организационными недостатками, связанными с оттоком квалифицированных кадров педагогов из школ, в первую очередь педагогов-мужчин (с 4540 в 1998-1999 учебном году до 5156 в 1999-2000 году) до 30 лет снижает возможности педагогических коллективов.

Одним из факторов, влияющих на рост числа подростков с отклоняющимся поведением, является то, что в средних школах смирились с курением, сквернословием, хулиганскими выходками, прогулами учащихся, ставшими чуть ли не нормой поведения школьного коллектива. С другой стороны, продолжается процесс сокращения воспитательно-профилактической работы государственными учреждениями и организациями, занимающимися организацией досуга и воспитанием детей, подростков и молодежи - с другой. Нельзя сбрасывать со счетов и пополнения контингента несовершеннолетних преступников и правонарушителей за счет подростков, бросивших школу, второгодников и отстающих учеников, не возобновивших занятия. Исследования показали, что если в 1996 году из оставленных на второй год обучения 15592 учащихся не продолжил учебу 3031 подросток, то есть 19,4%, то в 1999 году из 9251 учащегося - не продолжило учебу 3722 подростка, что составило 40,2%. Эти обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье. Разрываются положительные социальные связи с одноклассниками и педагогическим коллективом, облегчается установление контакта с источниками отрицательного влияния , где они легко объединяются в группы, беспрепятственно формируя и совершенствуя противоправное, криминальное поведение.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что неспособность семьи и школы справиться с задачей воспитания личности подростка ставит его в зависимое и обезоруживающее положение перед различными трудностями и противоречиями в обществе, весьма уязвимую ситуацию, обуславливающую дезориентацию в социальной действительности.

Рост подростковой преступности обусловлен не только кризисными явлениями в обществе, но и в значительной степени ослаблением воспитательного воздействия на подростков и многих общественных формирований, в компетенцию которых входит воспитание и осуществление общественного контроля за поведением несовершеннолетних правонарушителей: это и добровольные народные дружины, юные друзья милиции, советы профилактики в трудовых коллективах и общественных пунктах охраны правопорядка, женские советы, шефы, наставники и общественные воспитатели.

По действующему законодательству координация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их законных прав и интересов возложена на КДН при исполнительных комитетах местной администрации и при Совете Министров Республики Беларусь. КДН возглавляется заместителем главы администрации, штатный работник там один - ответственный секретарь, который не в состоянии организовать взаимодействие различных звеньев государственной системы. Такое положение дел не только не обеспечивает эффективного выполнения стоящих перед этими органами задач, но и, как показывает анализ их деятельности, снижает свою роль по предупреждению преступности несовершеннолетних. В компетенцию КДН входит рассмотрение дел не только несовершеннолетних, но и их родителей, не обеспечивающих должный надзор за детьми, пренебрегающих своим родительским долгом. Практика показывает, что в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних имеются причины, не позволяющие на должном уровне выполнять свои функции и в нынешних условиях серьезно влиять на состояние преступности и безнадзорности несовершеннолетних, соблюдение ими законов, способствовать обеспечению их законных прав.

В связи с ликвидацией большинства общественных организаций, в том числе института общественных воспитателей, взаимодействие неблагополучных семей с трудовыми коллективами прекратилось. Комиссии по делам несовершеннолетних не в состоянии эффективно координировать деятельность заинтересованных органов по сдерживанию факторов, детерминирующих противоправное поведение несовершеннолетних. С другой стороны, общество и государство на нынешнем этапе социально-экономического развития не дошло до понимания приоритетности проблем несовершеннолетних, о чем свидетельствует несовершенная нормативно-правовая база и неготовность государственных институтов воспринять подрастающее поколение как основу не только национальной безопасности, но и сам факт существования в будущем государственности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Эмпирическое исследование психологического отношения к соблюдению нравственных норм: групповые и индивидуальные особенности
Индивидуальный стиль деятельности
Процесс подготовки менеджеров в высшей школе США
Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования
Обеспечение позитивного психологического климата в учреждениях начального профессионального образования
Вернуться к списку публикаций